Общение имуществ у первых христиан
В этой связи нашего внимания требует свидетельство Деян. (Деян.2:44–45 и, с большими подробностями, Деян.4:32, 34–37) об общении имуществ, которое установилось в апостольской Церкви. Рассказ об Анании и Сапфире (Деян.5:1–11) имеет в этом контексте значение отрицательной иллюстрации, которая должна содействовать уяснению положительного факта. То внимание, которое евангелист Лука уделяет этому факту, должно быть поставлено в связь с его интересом к социальным вопросам, проявляющимся и в Евангелии. Достаточно напомнить ублажение нищих и алчущих, которым противополагаются богатые и пресыщенные (Лк.6:20, 21а, 24, 25б), а также образы богача и Лазаря в притче гл. 16 (Лк.16:19–31). Но каков бы ни был личный интерес евангелиста Луки, в книге Деяний он повествует о факте, и факт, как таковой, требует нашего внимания. Прежде всего необходимо отметить, что общение имуществ не было принудительным. Это вытекает из слов ап. Петра Анании (Деян.5:4). Грех Анании заключался не в том, что он оставил себе часть той суммы, которую выручил от продажи имения, а в том, что он эту часть утаил. Принеся к ногам апостолов только часть вырученной им суммы, он выдал эту часть за целое.