Общая характеристика богословия Послания
Но в Послании часто чувствуется напряженное ожидание грозных событий, которые должны разразиться с минуты на минуту (ср., напр., Евр.10:25, 36 и сл., и др.). В такой предгрозовой атмосфере иерусалимские иудеохристиане жили в шестидесятые годы.
В пользу написания Евр. в Риме в шестидесятые годы говорят и другие соображения. Римские узы ап. Павла – и первые, и вторые – относятся к шестидесятым годам. В момент составления Евр. Павел находится на свободе. Он строит планы на будущее (ср. Евр.13:23). Об узах Тимофея мы не имеем никаких сведений, кроме указания Евр.13:23. Но жизнь Тимофея, ближайшего ученика и духовного сына ап. Павла, была так тесно сплетена с жизнью его учителя, что узы Тимофея естественно поставить в связь с узами Павла. Из Евр.13:23 мы узнаём, что Тимофей был тоже освобождён. Все это произошло, несомненно, ранее служения Тимофея в Ефесе, о котором мы осведомлены из Пастырских Посланий. Мы приходим к неизбежному выводу, что Евр. было написано в Риме, едва ли позже 62 г., вскоре после освобождения Павла из первых уз.
Анализ Послания показывает нам, что оно учит об исполнении Ветхого Завета во Христе. Но исполнение Ветхого Завета есть и прехождение ветхозаветного домостроительства – прехождение, с которым связано окончание храмового строя. Особое ударение, с которым составители Евр. говорят о прехождении Ветхого Завета, показывает, что читателям было нелегко вместить эту мысль. Иерусалимские христиане жили под сенью закона. В этом, как мы видели, и заключалась трагедия иудеохристианства. Составители Евр. старались им показать, что во Христе пришёл конец и храму, и закону. Но исполнение закона, с которым связано спасение, должно нести не горе, а радость. Для читателей Послание должно быть «словом утешения» (Евр.13:22).