Проповеди на праздники:


Образ тысячелетнего Царства Иисуса Христа и последнего суда (Откр.20)

В гл. 20 после скования дракона (ср. Откр.12:3 и сл.) перед читателем проходит образ тысячелетнего Царства мучеников с Иисусом (Откр.20:4–6), за которым следует восстание Гога и Магога (Откр.20:7–8), и только с их поражением связано низвержение диавола (Откр.20:10) – он же дракон Откр.20:2 (ср. еще 12:9), – общее воскресение, суд и вторая смерть (Откр.20:11–15). Как уже было сказано, образ тысячелетнего Царства является едва ли не самым трудным в Откр. и понимается по–разному. Против буквального понимания говорит упоминание «душ» в Откр.20:4 и число «тысяча лет», заключающее идею неопределенно большой продолжительности. С другой стороны, и «духовное» понимание тысячелетнего Царства в смысле Церкви, распространенное на Западе, не находит для себя надлежащего места в контексте. Главная трудность этого образа заключается в том, что поставленное до последнего суда тысячелетнее Царство принадлежит еще к нынешнему эону и, тем не менее, должно чем–то существенным от него отличаться. Спрашивается: чем? Оно не может быть вторым явлением Христа в уничижении и не есть еще Его грядущее пришествие во славе. Понимание тысячелетнего Царства в смысле духовного восстановления Израиля, о котором была речь выше, тоже не свободно от очень больших трудностей (ср. Откр.20:4). Но в пользу его могла бы говорить история этого представления, восходящего к иудейскому апокрифическому учению о «промежуточном» Царстве, а равно и те ветхозаветные образы, с которыми мы встречаемся в ближайшем контексте (ср. Откр.20:7 – Иез.38–39, и к Откр.20:8 – Пс.77:68, 86:2).


Проповеди на праздники:

Наверх