Образ Христов в христианине.
Беседа в церкви духовного учебного заведения
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19).
Заботу о воспитании детей Апостол уподобляет мукам рождения. Так трудно дело воспитания и так велика болезнь души родителей и воспитателей, когда усилия их о таковом воспитании остаются бесполезными. Дети, – говорит Апостол своим духовным детям, рожденным им чрез благовествование для новой христианской жизни, – дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Для вас, питомцы, может быть, непонятен смысл сейчас сказанного апостольского слова об изображении Христа в христианах. Как изображается в человеке Христос и как достигнуть такого изображения?
Объясним это.
В чем состоит изображение, или образ Христов? Образ Христов то же, что образ Божий. Образ Божий заключается в душе человека – в его разуме, в его сердце, в его воле. Отображать в себе Христа значит тоже, что мыслить, чувствовать, желать и делать так, как мыслил, чувствовал, желал и делал Христос.
Как достигнуть того, чтобы христианин, как носящий имя Христово, отобразил в себе и образ Христов? В ответ на это прежде всего нужно сказать, что никто не может достигнуть этого своими силами – нужна для этого помощь Божия. Эта благодатная помощь Божия и подается христианину чрез святые Таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, а для потерявших таковую благодатную помощь чрез грех она возвращается чрез Таинство Покаяния.
Благодатная помощь действует в человеке тогда, когда и он сам употребляет усилия к тому, чтобы отображать в себе Христа: то есть когда христианин старается так мыслить, как мыслил Христос, так чувствовать, как чувствовал Христос, так желать и делать, как желал и делал Христос. Легко и скоро можно это сказать, нетрудно выучить это по книжке, но нелегко и нескоро можно это исполнить. Здесь требуется от христианина много труда и терпения. Чтобы научиться мыслить, как мыслил Христос, нужно знать, как Он мыслил, когда жил на земле и ходил среди людей. А откуда можно приобрести таковое познание о Христе? Из святого Евангелия, в котором изображены жизнь и учение Его. Нужно часто читать святое Евангелие. Но одного познания недостаточно для того, чтобы изобразить в себе Христа: нужно еще отдать себя всего, свой разум в послушание Христово, то есть нужно приучить себя во всем слушать Христа и отвращать слух от тех, кто стал бы проповедовать иное учение, от своего разума измышленное, а не то, которое проповедовал Христос и Его святые апостолы. А ныне таких лжеучителей много, и многие увлекаются их учением и таким образом отпадают от Христа, теряют образ Христов.
Чтобы изображать в себе Христа, нужно научиться так чувствовать, как Он чувствовал. Человек чувствует сердцем: от сердца исходит любовь и ненависть, доброжелательство и зависть, кротость и раздражительность. Чувствовать, как чувствовал Христос, значит научиться любить, как любил Христос, быть кротким, как Он был кротким и смиренным сердцем (Мф.11:29), прощать и молиться за врагов, как Он прощал и молился (Лк.23:34).
Наконец, чтобы отобразить в себе Христа, сказали мы, нужно желать и поступать так, как желал и поступал Он.
Желания и поступки человека направляются волей. Чтобы научиться желать и поступать так, как желал и поступал Христос, нужно направить волю свою согласно воле Христовой, или, что то же, согласно с волей Божией. Чтобы человек не мог легко уклоняться от исполнения воли Божией, ему дан внутренний судия, который бы напоминал ему о законе Божием и об уклонении от него. Этот судия есть совесть наша. Она оценивает наши желания и поступки, согласны ли они с волей Божией, нами познанной, или нет. Если согласны, то совесть одобряет их, а если нет, то она осуждает и наказывает внутренним беспокойством, мучением, иногда столь тяжкими, что человек не рад бывает и своей жизни.
Впрочем, совесть может быть омрачена, осквернена и даже сожжена, то есть как бы совсем отсутствовать или по крайней мере молчать, не показывать человеку преступности его желаний и поступков. В такое состояние совесть может быть приведена дурным воспитанием или намеренным пренебрежением ее голоса. Несчастен тот человек, который потерял совесть. Блажен тот, кто сохранил чувствительность совести ко всякому проступку.
Питомцы! Берегите свою совесть в отношении к Богу, опасайтесь что-либо помыслить или сделать неугодное Богу. Берегитесь хульных помыслов о Боге или о святых Его; берегитесь рассеянной молитвы, небрежного вхождения в храм и неблагоговейного стояния там; берегитесь нарушения первых четырех заповедей закона Божия, в которых изображаются грехи против богопочитания: грехи неверия, сомнения, богохульства, суеверия, суетного призывания имени Божия и непочитания праздников, установленных Церковью. Берегите свою совесть в отношении к другим: будьте послушны, почтительны к своим родителям, воспитателям и учителям; в отношении к старшим будьте вежливы, к равным себе – дружелюбны, к младшим – ласковы и сострадательны.
Берегите совесть свою в отношении к самим себе, к своему телу и душе; храните чистоту тела; берегите свое здоровье, как дар Божий; храните и чистоту сердца, чтобы не исходило из него помышлений злых, нечистых и других, осуждаемых совестью. Наконец, храните свою совесть и в отношении к всякому созданию Божьему, ко всякой вещи. Не мучьте животных; без нужды не убивайте даже и насекомых, особенно тех, которые не вредят вам. Берегите опрятность в одежде, берегите свое платье, свои и чужие вещи. Но чтобы совесть наша, омраченная грехом, подавленная заблуждениями ума, заглушенная похотями плоти, не вводила нас в заблуждения и не замалчивала требований закона Божия, для этого нужно чаще ставить себя перед зеркалом закона Божия, то есть часто читать слово Божие, поучаться в законе Господнем день и ночь (Пс.1:2). Человека, часто поучающегося в законе Божием, слово Божие уподобляет древу, насажденному при потоках вод, приносящему плоды в свое время (Пс.1:3).
Повторим кратко все сказанное нами, чтобы вы могли удержать это в памяти и руководствоваться в своей жизни.
Старайтесь сохранить образ Христа, именем Которого вы называетесь. Этот образ в вашем уме, в вашем сердце, в вашей совести. Обогащайте ум ваш полезными, богоугодными знаниями: познавайте прежде всего Бога и заповеди Его, познавайте себя и все создание Божие. Учитесь любить Бога всем сердцем и всякого человека, как самого себя; учитесь быть милосердными, как милосерд Отец Небесный.
Направляйте свою волю к хранению заповедей Господних; берегитесь злой, развращенной воли. Храните свою совесть, чтобы она ни в чем не упрекала вас. Лучше жить в нужде и бедности, в скорби и печали, но со спокойной совестью, чем наслаждаться довольством и изобилием и в то же время быть мучимым совестью.
Нас ради вообразившийся по нам от Пречистой Девы Богородицы, благодатью Своей да обновит в нас Свой образ, чтобы в нас отобразилась первая райская доброта и мы могли получить свободный доступ в райские жилища, некогда закрытый грехом, а теперь открытый Христом!