Образ двух свидетелей и возглашение седьмой трубы (Откр.11)
Тайнозритель переходит к общей характеристике той обстановки, в которой имеет совершиться возглашение седьмой трубы и излияние семи чаш. Заключающий эту характеристику образ двух свидетелей (Откр.11:1–14) тоже принадлежит к числу ветхозаветных образов Откр., но привычное толкование, которое видит в двух свидетелях Илию и Еноха, едва ли отвечает мысли Иоанна. Образные подробности Откр.11:6 а, несомненно, относятся к Илии, но Откр.11:6 б относится не к Еноху, а к Моисею. Как и в явлении Преображения, Моисей и Илия представляют закон и пророков. В приложении к Израилю духовному этот ветхозаветный образ говорит о свидетельстве Церкви пред лицом зверя (ср. Откр.11:7). Возглашение седьмой трубы (Откр.11:15–19), которое вводится как третье горе (Откр.11:14), отмечает решающий момент эсхатологического свершения: в космической катастрофе утверждается Царство Божие. Но в плане Откр. отрывок 11:15–19 не идет дальше общей оценки этого момента. Подобно тому, как возглашение семи труб связано со снятием седьмой печати (ср. Откр.8:1 и сл.), так же точно и возглашение седьмой трубы приводит к излиянию семи чаш (Откр.15–16), в котором и совершается суд.