Обращение архиепископа Иоанна обще-приходскому годовому собранию

Обращение архиепископа Иоанна обще-приходскому годовому собранию

Нынешнее общее Собрание происходит в день воспоминания о Страшном Суде и все мы должны помнить, что некогда предстанем пред Судией всего мира, видящим даже сокровенные наши мысли, и должны внимательно следить за своими желаниями, словами и мыслями, дабы не быть осужденными на Суде. Собрание наше есть собрание церковное, чтобы решать дела, касающиеся наших храмов и церковной жизни. Посему, хотя мы собрались не в храме, мы должны себя вести, как в церкви, не допуская ничего, что не может допускаться в церкви, также шумных выражений одобрения и негодования.
Мы чада Православной Церкви и должны прежде всего подчиняться ее законам, законам Православной Церкви, установленными Самим Господом Богом (основные законы положены Им). Господь сказал: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» (Мф. 16:18), и также сказал: «Се Аз с вами... на вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Господь вдохнул Дух Святой в апостолов, дал им власть держать и разрешать грехи и дал власть и обязанность проповеди Евангелия по всей вселенной. Проповедуя Евангелие они устрояли Церковь на земле, как ученики и друзья Христовы. Свою власть они затем передали своим преемникам, т.е. епископам, которых они поставили. Мы видим это уже из Священного Писания, Деяний Апостолов и Посланий апостола Павла – для христиан важны все законы Церкви.
Бывают разные взаимоотношения между Церковью и государством. Вначале Церковь была жестоко гонима. Были моменты, что государтсво не преследовало за веру, если исполнялись государственные законы, – государственным законом было почитать кесаря как Бога, а далее были этапы, что говорилось, что можно продолжать молиться по-своему, только следовало принести жертву кесарю или жертву какому-нибудь идолу, и этого было достаточно. Но христиане не исполняли таких законов. Они шли на мучения. Мы их прославляем, как мучеников: свв. Григория Богоносца, Димитрия, Пантелеймона и других. А что они сделали? Они пошли за веру Христову и не приняли никаких оказаний уважения тем законам, которые были противны вере. До конца века будут христиан преследовать, и будут мученики до конца века... А те, которых на смерть не посылали – те прославлены как исповедники. Недавно, когда мы были на Дальнем Востоке, вышел закон японцев, которые оккупировали Манчжурию, чтоб все жители города шли на поклонение в храм богини Аматурасы – это было объявлено государственным законом, т.к. богиня почиталась как начальница императорского дома. Что же, пошли ли туда христиане? – Некоторые пошли, но Харбинский митрополит Мелетий с архиепископом Димитрием, отцем нашего Первоиерарха митрополита Филарета, мужественно восстали против этого. И когда один из священников, занимавший видное место в Харбинской епархии, пошел было на соглашательство, он сразу был лишен всех своих должностей и запрещен в священнослужении и не был разрешен, пока японцы не согласились свой закон не применять. Так и паства осталась верной своим архипастырям, потому что закон этот шел против веры Христовой. Мы должны мужественно всегда стоять за правила церковные. Если от нас требуют чего-либо невыполнимого, то мы не должны то выполнять.
Мы видим, как наши братья страдают в нашем Отечестве. Многие из них мужественно терпят за исповедание веры Христовой. Их лишают мест, их лишают заработка, лишают пищи, и они все-таки исповедуют веру Христову. Если так, то насколько должны мы, находясь здесь на свободе, если закон не преследует за веру, исповедывать свою веру. В здешней стране законы никого не преследуют за веру. Правила, касающиеся церковной жизни, установлены лишь для внутренней жизни, не мешая другим. Когда же это никому и ничем не угрожает, исповедание своей веры предоставляется каждому лицу и каждой общине. Мы в своей внутренней жизни можем руководствоваться безбоязненно только уставами Православной Церкви, за которые должны быть готовы умереть, если было иначе.
Церковь Христова есть божественное учреждение, и основы ее устройства даны Христом и Святым Духом, через Апостолов и святых мужей. Развитие церковных правил и руководство Церковью было поручено Епископам, как то видим из посланий Апостольских и ближайших преемников.
Православная Церковь, также и католическая, почитает Церковное Предание, как и Священное Писание. Тем отличаются от них протестанты и протестантские секты, не признающие Священное Предание. Священное Предание относительно церковного управления говорит в канонах. Каноны суть церковные правила, являющиеся основой церковной жизни, как в государстве – основные законы. Разница однако та, что в государстве они составлены людьми, а Церковь вдохновляется Святым Духом. Глава Церкви – Христос, и власть устроить земную Церковь Он дал Апостолам. Вот, что говорит 41 правило свв. Апостолов: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением, аще бо драгоценны человеческие души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти». Согласно дальнейшим церковным правилам он должен иметь управляющего церковным имуществом (правило 26, IV-го Вселенского Собора). Сначала то были клирики, потом стали то поручать и мирянам, но руководство ими продолжало оставаться в руках епископа, как и духовная власть, так как «ему вверены люди Господни и он даст ответ о душах их». Почему так? Потому что в Церкви должно все быть направлено и согласовано с главной целью: спасение душ человеческих через веру и жизнь по заповедям Христовым и направление Жизни их к Небесному Царствию.
Православной Церкви чуждо народовластие. В Церкви Христовой все идет от божественного начала, и Богу дается конечный отчет за свои деяния. Посему во главе церковного управления стоят епископы, как преемники апостолов. Дабы им и остальному клиру не погружаться в дела мирские и житейские, в тех делах им помогают и иногда почти всецело берут заботу миряне, но действуя в духе указаний пастырей, так как за жизнь церковную несут ответственность пастыри и в особенности глава их, епископ. Руководство продолжает оставаться в руках епископов, и епископа нужно почитать, пока он не отходит от истинного учения, т.е. не станет еретиком и не отступит от священноначалия. Епископ отвечает, как за души, так и за церковную жизнь.
Распространенное выражение «глас народа – глас Божий» – относительно верно. Когда народ чувствует потребность в помощи Божией, усердно молится, и хочет прежде всего, чтобы сделать по воле Божией, тогда Господь вразумляет, осеняет добрыми мыслями, и решения бывают на пользу. Так поступали христиане в древности. Так поступали и наши предки. Когда собрался Земский собор в 1613 году, настал Великий пост, все собравшиеся и весь народ молился и постился, и только после причащения Святых Тайн, едиными устами нарекли Царем Михаила Феодоровича Романова – и тогда действительно глас народа был гласом Божиим. Но вот мы читаем в Евангелии о том, как происходит суд над Иисусом Христом, как ведут Его к Пилату и как Пилат выводит Его к народу: «весь народ стал кричать: смерть Ему, отпусти нам Варавву... Пилат... возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его» (Лк. 23:18, 20–21). Был ли тот глас народный гласом Божиим? А когда «народные представители», поддержанные главнокомандующими всего фронта, мнившими себя выразителями гласа армии, потребовали от Императора Николая II отречения от престола, а шумные толпы ходили тогда по Петрограду и приветствовали наступление т.н. демократии народной. Был ли тогда «глас народа гласом Божиим»?
Глас Божий мы слышим в Священном Писании, звучит он и в Священном Предании, им должно повиноваться, соблюдать церковные уставы, тогда и коснется нас Глас Божий, а не когда хотим действовать по своей воле. Сейчас мы знаем, что во всем мире идет борьба против Священного Предания.
Собравшись для решения дел нашего прихода, мы должны ясно сознавать, что приход есть частица великой вселенской Церкви, веточка поместной Русской Церкви. Мы должны руководствоваться правилами церковными, созданными на основании и в духе канонов Церкви, в духе тех церковных устоев. Если мы не доверяем церковным канонам, отклоняемся от них, мы тем самым становимся на путь протестантизма и уже теряем право именоваться православными христианами. Когда мы собираемся на церковные собрания, мы должны думать о том, как бы принять решения во славу Божию. Во славу Божию – это значит во спасение наше. Когда мы делаем что-нибудь во славу Божию, мы уподобляемся ангелам, которые вечно славословят Господа Бога. Будем думать не о том, что нам приятно и желательно, а что согласно с правдой Божией и ведет всех нас вместе и каждого в отдельности к вечному спасению и доброму ответу на Страшном Судилище, на котором все мы предстанем, хотим мы его или желали бы избежать его, помним мы о нем, или не помним. И, вспоминая слова Христовы, что: «от словес своих оправдимся и от словес своих осудимся» (Мф. 12:37), будем ныне вести собрание наше, как в преддверии Страшного Суда, к чему призываемся мы в нынешний день Евангелием, и церковными молитвами. Начнем же наше церковное собрание во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицы Животворящия и Нераздельныя.

Наверх