Проповеди на праздники:


Обращение 3Ин. Странствующие миссионеры Гаий и Димитрий

3Ин. обращено к «возлюбленному Гаию», которого старец любит по истине (3Ин.1:1). В Новом Завете известны три Гаия в числе сотрудников ап. Павла: Гаий Македонянин (Деян.19:29), Гаий Дервянин (Деян.20:4) и Гаий Коринфянин (1Кор.1:14, ср.: Рим.16:13). Для отождествления одного из этих Гаиев, в конце пятидесятых годов, с Гаием 3Ин.1:1, около 100 г., мы не имеем никаких данных. Имя «Гаий» было одно из самых употребительных. Радуясь той верности истине, которую проявляет Гаий, старец молится о его преуспеянии (3Ин.1:2–4). В 3Ин.1:5–12 он говорит о приеме «странствующих братьев» (3Ин.1:5 в тексте лучших рукописей). Очевидно, и здесь, как и в 2Ин, апостол думает о странствующих миссионерах, но уже не о еретиках, а о служителях Божиих. Из сопоставления 3Ин.1:5–8 со 3Ин.1:9–11 можно сделать вывод, что они были посланы Иоанном. На странствующих миссионерах, которые поддерживали связь между Церквами, мы в свое время (ср. наст, изд., с. 313) останавливались. Иоанн вменяет Гаию в особую заслугу ту любовь, которую он к ним проявляет. Он оценивает ее как служение (буквально – «содействие») истине (Святому Духу? 3Ин.1:8), Но Иоанну препятствует Диотреф. Он не признает авторитета Иоанна и чинит препятствия странствующим миссионерам. Иоанн предостерегает против него Гаия (3Ин.1:9–11). В ст. 9 он ссылается на письмо, отправленное им Церкви. Эту ссылку естественно понимать как ссылку на Ин. Из контекста вытекает, что Диотреф не хотел считаться и с этим посланием. В Димитрии, которого апостол рекомендует Гаию (3Ин.1:12), позволительно видеть тоже странствующего миссионера и подателя послания. Заключение 3Ин.1:13–15 параллельно заключению 2Ин., с тем только различием, что Церковь не упоминается, а привет посылается от друзей и друзьям.


Проповеди на праздники:

Наверх