Обличительная речь Спасителя против книжников и фарисеев
Следующее слово Господа в присутствии народа есть прямое обличение книжников. В Мк. (Мк.12:38–40) и в Лк. (Лк.20:45–47) оно имеет краткую форму, которой в Мф. соответствует большая обличительная речь Мф.23. Мы в свое время видели, что в Лк. эта речь имеет параллель в Лк.11, которая относится к пути Христову из Галилеи в Иерусалим, в частности, к пребыванию Его в Капернауме, и высказали предположение, что в этом случае, как и во многих других, Лука разлагает систему Мф. на ее исторические элементы и тем восстанавливает действительную последовательность событий. В основном обличение книжников в краткой форме Мк. и Лк. выражает ту же мысль, что и большая обличительная речь Мф. Господь обличает книжников за то, что они, в преувеличенной и лицемерной ревности о законе обрядовом, небрегут о законе любви, за внешним забывают внутреннее. По свидетельству Лк. (Лк.20:45), Господь с обличением книжников обратился к ученикам. Но и из этого свидетельства, а тем более из параллельного свидетельства Мк. (Мк.12:38 в контексте; ср. Мф.23:1: «народу и ученикам»), с несомненностью вытекает, что обличение слышал народ. Конец обличительной речи Мф.23:37–39 повторяет плач Господа над Иерусалимом, которым Он закончил во время Своего пути из Галилеи в Иерусалим Свой ответ фарисеям, осведомившим Его о покушении на Него Ирода (Лк.13:34–35). Действительно ли повторил Господь этот плач в Иерусалиме, или и в этом случае евангелист Матфей систематизирует тот материал, которым он располагает, – плач над Иерусалимом в конце обличительной речи устанавливает различие между вождями народа и населением иудейской столицы. Сугубую ответственность несут вожди, собирающие на своих головах всю неповинную кровь, пролитую на земле от сотворения мира. Иерусалим, отвергавший неоднократные призывы, к нему обращенные, разделяет эту ответственность. И, тем не менее, Господь прямо говорит, что наступит день, когда и Иерусалим благословит Грядущего во имя Господне.