Объективные условия явления Царства: Страсти Христовы
К условиям объективным относятся, прежде всего, Страсти Христовы. О том, что путь к славе ведет чрез Страсти, Господь говорил ученикам уже на переломе Своего земного служения и эту истину старался закрепить в их сознании на протяжении всего пути. Она лежала в основании и евхаристического учения беседы о Хлебе Животном (Ин.6), которая относится, по сопоставлении синоптиков и Ин., к последней весне перед переломом. Отдельные намеки и случайные замечания, сохраненные в Лк., говорят о том же. В двух случаях евангелист Лука передает слова Христовы греческими глаголами от корня τελ – τελέω в Лк.12:50, τελειόω в Лк.13:32, которые говорят о достижении совершенства. Мысль Господа и в том, и в другом случае имеет параллель в Евр.2:10, где речь идет о «совершении» Вождя спасения чрез страдания, и употреблён глагол τελειόω (ср. еще Евр.5:9). Крещение, которым имеет креститься Господь в Лк.12:50, есть крещение Страстей. «Совершение», которого чает Господь, есть слава, являемая чрез Страсти. В Лк.13:32 τῇ τρίτῃ τελειοῦμαι греческого подлинника передано по-русски: «в третий день кончу». Так отвечает Господь на осведомление о покушении Ирода. Но буквальное понимание исключается контекстом. Поясняя Свою мысль, Господь дает понять (Лк.13:33), что о трёх днях в буквальном смысле слова речи быть не может, потому что конец Его, как всякого пророка, – в Иерусалиме, и развязка не может уложиться в трёхдневный срок. За исключением буквального понимания, остается переносное. Слово Христово получает значение притчи. Τελειοῦμαι означает вхождение в славу, а третий день наводит христианского читателя на мысль о Воскресении. Страдания и смерть, преодолеваемые в Воскресении, оправдывают плач над Иерусалимом, которым заканчивается отрывок (Лк.13:34–35). В Лк.17:25 Своё пришествие в эсхатологическом свершении Господь ставит в прямую зависимость от Своего страдания и отвержения родом сим. Ту же мысль, как уже было указано, развивает и притча о минах (Лк.19:11–28).