Об исцелении кровоточивой женщины. 1994 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Евангелие об исцелении кровоточивой женщины воскрешении дочери Иаира очень точно обозначает мир страданий и смерти, в котором мы существуем. Господь идет к Своему Кресту, это относится буквально ко всем событиям, которые происходят с Ним с начала Его лужения, потому что Сын Божий очевидным, видимым образом начинает брать на Себя грех мира. Речь всегда идет о нужде, всегда человек духовно или телесно болен, или совершенно сокрушен. Благодаря чуду любви эта нужда становится нуждою Самого Господа, она возложена на Него, Он несет за нее ответственность, Он исцеляет эту больную или мертвую жизнь.
Сейчас, когда Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, человек должен отправиться в путь к Нему. И Господь говорит, где и как можно Его найти. «Прикоснулся кто-то ко Мне» - с изумлением говорит Господь, хотя все человечество, миллионы, миллиарды людей, не только эта толпа, так или иначе теснится вокруг Него. Как мог Он избежать, чтобы никто Его не коснулся? И так говорит Он, как будто здесь только одна эта женщина, среди всей громадной толпы: «Не бойся». Никто, ни один человек не может потеряться в любой толпе, среди всех веков и народов, среди всех смертей и страданий, среди чудес - сила исходит из Него, и эта сила такая, что в ней присутствие с Сыном Божиим Отца и Святого Духа, но также и наше знание о том, что на Кресте Он будет лишен всякой силы, смерть Его будет в бессилии и немощи.
Он так прикоснется ко всем страданиям и всякой смерти, чтобы каждый мог исцелеть и воскреснуть. Чтобы каждый мог узнать, что исцеление, в котором мы нуждаемся, глубоко, и Господь дарует его нам, чтобы подготовить нас к более тяжелой болезни. И воскрешение мертвых Он на земле порой совершает, чтобы лучше мог подготовиться возвратившийся чудом назад и те, кто рядом с ним, к смерти.
Что ж ты плачешь: «Сколько Церковь ни молилась, я не выздоровела, и дочь моя не воскресла». Надо прикоснуться ко Господу так, чтобы открылся смысл страданий и смерти. Лишенные тайны, они лишаются смысла. Превращение смерти, так сказать, в биомедицинский факт, превращает все человеческое существование в ужас и тупую бессмыслицу. Жить — это значит терять. Нельзя ничего удержать, сохранить, но рядом всегда Господь. Церковь дает, в конце концов, не отсутствие болезни, тревоги, смерти, но силу, которая исходит от Христа — жить в этом.
Между смертью Спасителя в Великую Пятницу Eгo Воскресением B Пасху мы знаем время особого переживания. Настоящее христианское погребение выражает это и дает место слезам и чувству утраты. Утрата реальна, но надо не пытаться тянуть умершего назад, на землю, а предавать его и себя на самом деле в волю Божию. Жизнь и смерть одинаково серьезны. Мы призываемся идти дальше, вперед с Господом — войти в новые отношения с умершими, которые вошли в новые отношения с Ним, Победителем смерти.
Мы прикасаемся ко Господу только тогда, когда узнаем, что, «живем мы или умираем, — как говорит апостол, — мы Господни» (Рим. 14, 8). Вместе мы содержимся в той любви Бога, от которой ничто не может отделить нас. Оттого, что Господь сокрушил медные врата смерти, открывается нам реальность любви, которую «последний вpaг» не может победить. Господь совершает чудеса, чтобы привлечь к жизни всех людей, не только этого человека. Каждое новое чудо приводит к Нему новых людей или укрепляет веру уже обратившихся. Но надо, чтобы был хотя бы один человек, который бы прикоснулся к Нему всею кровью своею, всем покаянием своим
От чуда апостольской проповеди Церкви рождается вера и открывается зрение. Ho пусть никто, ни один человек не посетует, что обделил его дарами или служением Господь, глядя на эту женщину, которая страшной своею болезнью и терпением ее, с упованием на Бога стала равноапостольной благовестницей для всех, кто там был. Если скорби, которые выпали нам сегодня, мы сумеем принести ко Христу — может быть, совершится большее чудо, и кровоточивая наша Россия прикоснется к краю одежды Христа и исцелеет. И воскреснет —для новых, последних страданий в воскресшем Господе. Аминь.