Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на разные места Священного Писания. Об исцелении бесноватого.

Поучение восемьдесят второе

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь в сегодняшнем евангельском чтении описывает исцеление одного бесноватого Господом Иисусом Христом. Этот бесноватый страшно страдал, помимо того он был глухой и немой. Он неоднократно разбивался, изо рта у него вытекала пена, он скрежетал зубами, вдруг окаменевал, часто бросался в огонь и в воду. Вот, дорогие братия и сестры, какая это тяжелая болезнь!

Боже мой! Где красота, которую Ты вливал в разумную тварь Твою, где тот блаженный венец, для которого создан человек? Но судеб Твоих, Господи, бездна многа!

Да, возлюбленные, Господь всеми нами управляет. Мы, грешные люди, видя болезни, видя страдания то на себе, то на других, должны сознавать свою слабость, свою виновность, свою греховность.

Мы часто стремимся предохранить, избавить себя от болезней, от страданий, а Господь, предваряя наши желания, встречает нас с действительным врачеванием и мы получаем действительное врачевство, если не для тела, так для души. Но это врачевство мы можем получить только при искренней нашей сердечной молитве и пламенной вере в Господа нашего Иисуса Христа. Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29)

Слово Божие учит нас, что истинная молитва заключает в себе и нашу пламенную веру, и сердечное приношение благодарения, и славословие, богомыслие и добрые дела. И самая высшая добродетель - иметь в сердце Бога. Молитва - это возношение нашей мысли к Богу. Молитва есть внутренняя и внешняя, то есть наружная. Но действительная молитва есть только внутренняя, потому что внешняя, наружная молитва без внутренней - есть богомерзкое лицемерие.

Некоторые могут сказать, что Бог и без нашего прошения знает наши нужды. Молитвы и есть прошение у Господа, чтобы Он удовлетворил, исполнил наши нужды. Отец Небесный знает, кому что дать надлежит; и мы тоже должны знать, что нам надо просить у Господа. Самое главное, надо просить у Господа, чтобы Он дал нам пламенную веру, любовь, страх Божий и добродетели ко спасению души. Вот этих благ, этого богатства мы и должны просить у Господа без. сомнения.

Но, дорогие мои, есть желания, о которых нельзя молить Господа, потому что они нам, то есть для нашей души, не полезны. Бесплодная Рахиль очень хотела иметь сына и говорила: «Если его не будет, то я хочу умереть», но не предвидела она, что рождение ею сына будет причиною ее смерти. Мы перед Богом младенцы, а младенцы часто просят дать им какие-либо острые предметы или горячие угли, но эти вещи удаляют от них, несмотря на их просьбы.

Итак, молиться нужно со вниманием и больше сердцем, чем умом и устами, чтобы не было сказано о нас: «Сии люди устами чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Меня, всуе же чтут Меня». Святый пророк Моисей имел горячую молитву к Богу. Он молчал, устами ничего не произносил, но в это время Господь ему сказал: «Моисей, что вопиеши ко Мне?»

- Великий Боже! Моисей молчит, но Тебе открыты мысли и сокровенный вопль человеческого сердца!

Священное Писание приводит еще один пример горячей сердечной молитвы.

Мать пророка Самуила, Анна, будучи неплодной, от всех имела много оскорблений и поношений. Спешит Анна во храм Господень и там возводит очи свои на алтарь, а сердце свое открывает Богу. Анна вопиет к Богу, а голоса не слышно; беседует с Богом, а язык не движется. Как говорит Писание: «Итак, глаголаша в сердце своем: устне же движутся, а гласа ее не слышится». Что это за голос - молчание? Что это за молитва - дивною тишиною? А это и есть, дорогие мои, что Анна молилась не языком, а сердцем, как она и сама говорит: «Взываю пред Господом душу мою». Этот вопль чувствует Анна, и слышит Бог от сердца кроткого. Такая молитва тесно соединяет человека с Богом. И вот Анна в горячей, сердечной молитве испрашивает у Бога того, кто бесплодную разверзает утробу.

Вот, дорогие мои, нам пример живой, сердечной, пламенной молитвы. Когда подумаем о своих молитвах... а как мы молимся? то невольно становится стыдно за наше нерадение! Сколько кладем мы пред собою книг, сколько наговариваем слов, сколько испускаем лицемерных воздыханий, сколько поклонов кладем, а сами как бездушные автоматы, как заведенный на несколько часов язык...

Молитва наша, дорогие мои, должна быть соединена с чувством покаяния. В ней, прежде всего, мы должны исповедовать свои согрешения и испрашивать прощения наших грехов у Господа. Молитва должна быть признанием наших недостатков, признанием своих грехов, намерением исправления своего. «Взыщите Господа, - говорит пророк Исаия, - и егда обрящете Его, призовите; егда же приближится к вам, да оставит нечестивый путь свой и муж беззаконный заветы своя, да обратится ко Господу и помилован будет».

Недостаток признания своей греховности и отсутствие намерения исправиться были причиной того, что Господь отверг молитву Израиля, назвав их богослужение суетным, кадило - мерзостью, заколотого в жертву тельца - псом.

У некоторых христиан сложилось неправильное мнение: мы ведь грешники, а грешников Бог не послушает.

Правильно, не послушает Бог, если у нас нет покаяния, нет желания исправить свою жизнь, нет стыда перед Богом за свои бесчисленные грехи. Бог нас не послушает не потому, что Он не хочет нас помиловать, но потому, что в сердце нераскаянном царствует и властвует зло, а где зло, там не может иметь места благодать.

Апостол Павел говорит: Непрестанно молитеся. А непрестанно молиться, значит, иметь к молитве всегда готовое сердце и ум, всегда быть расположенными к молитве. «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, да во славу Божию творите». Но особенно надо молиться тогда, когда видим и чувствуем на себе благодеяния Божии, или вспоминаем прошедшие нам благодеяния, или усматриваем наши слабости, скудости и когда терпим поношения, гонения, лишения, болезни. В таких случаях должны говорить с пророком Давидом: Возведох очи моя в горы, отнюду же помощь моя, помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Аминь.  

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.:  383- 385


Проповеди на праздники:

Наверх