Об исповеди и причащении святых Христовых Таин. Войдем в себя!
Наступили дни святого и Великого поста, дни говения, исповеди и причащения святых Христовых тайн. В это время спасение становится нам ближе: душа сбрасывает с себя привычные житейские условности, заученные формы отношений, приходит в свое естественное состояние, оказывается непосредственно пред Господом, чувствует себя легкой и свободной, хотя и недостойной, и убогой. Она готовится омыться, очиститься, освятиться и укрепиться исповедью и причащением святых Христовых тайн. Она входит внутрь себя и пристально всматривается. Что она при этом видит? Она видит, как в ней борются две жизни - добрая и злая. Но видеть в себе такое - это еще не значит жить по-христиански. Истинная христианская жизнь начинается только тогда, когда мы сознательно становимся на сторону добра, когда видим свою духовную бедность, болезненно ощущаем свою греховную нечистоту, осуждаем себя самих и обращаемся к Богу с молитвой о помощи и спасении.
Всматриваясь внимательно в самих себя, мы видим в себе сеть мелких и крупных грехов, внутреннюю нечистоту, суетность помыслов и желаний. Горе нам, если все это нас не беспокоит. Это значит, что духовная жизнь в нас еще не началась. Нужно избавиться от этого безразличия, искренно и с сердечной болью прочувствовать свое недостоинство. И чем глубже и горячее прочувствует человек свое недостоинство, тем ближе к нему спасение. В этом чувстве покаянного самоосуждения и заключается начало правильного подхода к исповеди.
Идя на исповедь, принесите Богу прежде всего сердце, сокрушенное и смиренное, сердце царя Давида и царя Манассии, сердце апостола Петра и преподобной Марии Египетской. Это первое и самое необходимое, что должен иметь в себе каждый исповедник. Бойтесь идти на исповедь, оставаясь равнодушным, идти только для того, чтобы соблюсти обычай; идите для того, чтобы получить новое сердце, омыть греховную нечистоту. Плачьте над собой, как Марфа и Мария над Лазарем. Эти слезы согреют, оживотворят и умиротворят вас. Не задавайте себе лукавых вопросов: «Да зачем это нужно - говорить о своих грехах священнику? Разве он не такой же грешный человек, как мы? Разве Бог и так не знает моих грехов? Разве Он не может простить меня без исповеди?» Знайте, что не Богу нужна ваша исповедь, а вам самим. Ваша чистосердечная исповедь перед священником покажет прежде всего вашу искреннюю готовность осудить себя за свои грехи. Открытое исповедание грехов перед священником смиряет нашу гордость, которая не любит свидетелей наших недостатков и грехов, часто постыдных. Эта гордость и внушает нам мысль о достаточности одного внутреннего исповедания греха перед Богом, ибо гордому человеку легче сознаться в своем грехе перед Невидимым Богом, нежели перед подобным ему грешным человеком. Гордость эту и надо преодолеть, чтобы исцелиться от греха. Исповеданный грех становится уже вне нашей души, выходит из нее, перестает мучить ее, как вынутая заноза перестает причинять страдание телу.
Священнику дана власть именем Божиим разрешать грехи. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе! Как же он разрешит грехи кающегося, не слыша исповеди его, и сам кающийся что почувствует, если у него не будет видимого знака прощения в виде разрешительной молитвы священника? Как священник допустит верующего к причащению святых Христовых тайн, если он не был свидетелем его покаяния, его веры? Каким образом священник даст кающемуся должное наставление и руководство, если он не знает состояния его души? Исповедь - великая тайна. И она приводит ко спасению лишь при обоюдном духовном горении и исповедующего и исповедника. Правда, искренний исповедник не понесет ущерба от недостоинства исповедующего, но горе тому, кто соблазнит одного из малых сих.
Мы обычно живем в такой суете, что нам трудно бывает углубиться в себя, сосредоточить внимание на своем внутреннем, душевном состоянии и дать себе в нем ясный отчет. Чтобы облегчить нам этот труд, Церковь установила перед исповедью дни говения, когда мы на некоторое время отрешаемся от своего обычного образа жизни, постимся, ежедневно посещаем церковные службы, читаем духовные книги. Таким образом мы входим в новый мир, чуждый нашей повседневной суетности, мир тихой, покаянной молитвы и внутренней самоуглубленности. Мы становимся ближе к Богу, и в нашем сознании проясняется состояние нашей внутренней жизни, ощутимее становятся наши немощи, наши грехи. Иногда совесть наша указывает на наши греховные язвы. Но иногда совесть молчит. Душа остается холодной, неподвижной, в состоянии какого-то тупого безразличия. Исповедник ощущает внутреннюю пустоту, не знает, что сказать, и на вопросы духовника дает формальные ответы: «Особенно ничем не грешен. Грешен, как и все, делом, и словом, и помышлением». С таким душевным состоянием мучительно исповедоваться. Его надо преодолеть. Надо разогреть свое сердце усердной молитвой и самоосуждением. Не нужно искать в себе каких-то особенных грехов, но и во всякой нечистоте своего сердца нужно видеть свою виновность и неправду пред Богом. Тяжесть наших грехов определяется чуткостью нашей совести. Можно и о малом проступке горько плакать, можно и о нарушении важной заповеди говорить с легкомысленной улыбкой.
Иногда исповеди мешает ложный стыд, язык не поворачивается признаться в грехе постыдном, позорящем. Это малодушие надо преодолеть осознанием, что исповедь приносится не человеку, а Богу. Вспомни, пред Кем стоишь, и малодушие исчезнет. Тот, кто преодолевает ложный стыд на исповеди, сторицей вознаграждается последующим умиротворением сердца. Иные от волнения, смущения, да и из-за боязни обременить духовника о многом забывают или не решаются говорить. Такая исповедь не может дать полного удовлетворения. Надо помнить, что исповедь - это тот самый случай, когда можно до глубины, до конца открыть свою душу. Смущающимся и волнующимся полезно записывать свои грехи и исповедоваться по записи.
Но вот исповедь кончена. Все нечистое выметено из души, становится легко, отрадно, чувствуется присутствие благодати Божией. Что же дальше? Исповедь - это только половина дела. Недостаточно только очистить душу от греха. Надо воспринять в себя божественную жизнь в таинстве святого причащения тела и крови Христовых. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я семь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, а Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Без Бога мы ничто. Бог же, пребывающий и действующий в нас, освящает нас и творит через нас все доброе. В таинстве причащения мы действительно соединяемся с Господом, воспринимаем от Него жизнь и силу, если только достойно приступаем к телу и крови Христовым. Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Хорошо быть под защитой Сильного, могущего оградить нас от всякой обиды; хорошо быть с Существом Добрым, согревающим нас своей любовью; хорошо быть с Существом Мудрым, просвещающим нашу мысль и сообщающим ей здравые понятия; хорошо быть с Существом Крепким, укрепляющим нашу волю на все доброе. Все это мы и получаем в таинстве святого причащения, становясь едино с Господом нашим Иисусом Христом. Как же нам не любить этого таинства и не дорожить им! Первые христиане настолько сильно желали этого тесного постоянного общения со своим Господом, что причащались каждое воскресенье.
После причастия святых тайн некоторое время - несколько дней, а иногда и несколько недель мы чувствуем себя новыми людьми, как бы защищенными от проникновения в душу наших прежних грехов. Душа как бы закрыта для грехов. В ней чисто и уютно. И эти чистота, мир и уютность невыразимо отрадны. Но потом мало-помалу на душу снова начинает оседать греховная пыль. Утрачивается первоначальная чуткость к греховным прикосновениям: грех не только вьется около души, но и проникает в нее, постепенно все более загрязняет ее и при невнимательности поселяется в душе как полноправный хозяин. Так что же? Неужели исповедь и причащение святых тайн были бесполезны? Или, может быть, приступая к ним, мы только оскорбляли Бога, не сохранив плодов исповеди и причастия? Никто не должен так думать. Духовная жизнь - это непрерывная борьба с грехом. Никогда не бывает так, чтобы, одержав однажды победу над грехом, человек уже навсегда становился для него недоступен. Такая окончательная победа над грехом может быть достигнута только в будущей жизни, но не здесь, на земле. От исповеди и причащении святых тайн мы получаем могущественную божественную помощь в борьбе с грехом. Без исповеди и святого причастия мы совсем бы изнемогли в этой борьбе, были бы порабощены грехом. И хотя грех и после принятия святых тайн, вследствие нашей небрежности, овладевает нами, но мы снова его преодолеваем, изгоняем из себя силой укрепляющего нас Иисуса Христа. Не будь исповеди, причащения святых тайн, мы потеряли бы чуткость ко греху; стали бы безразлично относиться к себе, к тому, что на самом деле заслуживает осуждения. Исповедь и причащение обостряют нашу совесть, и благодаря этому мы не опускаемся, но растем духовно. Вот почему не следует унывать от того, что и после исповеди и принятия святых тайн нас снова одолевает грех. Будем неутомимо продолжать свою борьбу с ним, пока наконец, при помощи Божией, не воссияет в душах наших, насколько дано нам вместить, полный свет Христов. Аминь.