О званых на пир. Божественная Литургия 1998 г.
Bo имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святых праотец всех святых Ветхого Завета. В следующее воскресенье — Неделя святых отец, то есть тех, кто входит в родословную Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Что мы можем сказать о ветхозаветных святых? Самое главное то, о чем говорит апостол Павел в Посланий к Евреям — это облако свидетелей Божиих (Eвр. 12,1), которые до того, как Христос явился в мир, не зная ещё Христа, жизнь свою положили ради грядущего Мессии, были устремлены всецело к Его ожиданию. И они дают нам образ того, как мы, христиане, знающие Христа, должны жить, если мы христиане, если мы слышали слова Спасителя: «И знаю Моих, и Moи знают Меня,как знает Меня Отец и Я знаю Отца» (Ин. 10, 14—15).
Если бы нe было этих людей, то не было бы и нас здесь, потому что пришествие Христа в мир зависит от способности рода человеческого принять эту тайну. Именно ветхозаветная святость дала Пречистую Деву Марию, Которая была способна принять Бога Духа Свяго совершенной святостью, совершенной чистотой, совершенной любовью. Она — плод всей ветхозаветной святости.
И этот праздник говорит нам одновременно о том отвержении Христа, которое произошло в Богоизбранном народе. И притча о званых на пир, которую мы слышим сегодня, читается в церкви за две недели до Рождества Христова, чтобы показать нам, как исполнилось пророческое слово о том, что произойдет с Богоизбранным народом. Вся история, весь смысл жизни этого народа был ожидании Христа Мессии Спасителя, а когда пришел спаситель, они отвергли Eгo и предали Eгo смерти.
Как же это произошло? В сегодняшней притче Христос не говорит ни о каких особых преступлениях, ни о каких страшных грехах этого народа. Он говорит только о том, что люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, всему остальному. Один из приглашенных на пир поле купил — ему нужно потрудиться‚ другой пять пар волов приобрел — нужно испытать их. У третьего вообще радость — любовь у него, он в брак вступил, и ему уже не нужно никакой другой радости.
Об одном-единственном говорит Христос — что когда люди ограничивают себя только земной жизнью - земным трудом, земным творчеством, земной радостью, земной любовью — что из этого проистекает? В результате раскрывается вся «тайна беззакония» — тайна числа 666, ибо в шесть дней Господь сотворил мир как мир совершенный, о котором сказано, что все, сотворенное «добро зело» (Быт. 1, 31). Так же как и поля сами по себе прекрасны, и всякий труд замечателен, и брак по любви — это чудо.
Но число 6 — это совершенство без Бога — оно не достигает своей полноты, пока не вступит в седьмой день — день благословения Богом, когда Бог почиет oт трудов Своих и все сотворенное Им освящается (Быт. 2, 2—3).
Поэтому когда человечество будет искать своего тройного самосовершенства — в личности, в обществе, в самой Церкви — будет раскрываться «тайна беззакония». Жизнь без Бога естественно становится подвластной смерти, потому что лишена связи с источником жизни, и подвластна всякому греху — потому что человек уже под властью нe Бога, а врага Божия, сатаны. И все грехи, то беззаконие, уже расцветающее в полноте, которое мы наблюдаем сегодня в мире, имеет причиной то, что сказано в притче. В жизни каждого человека и в жизни каждого народа и всего человечества неумолимо, неизбежно является эта закономерность.
Вначале Бог становится не главным, затем это переходит в атеизм, а атеизм переходит в сатанизм, потому что середины нe существует. He может быть в человеке ничего, что нe отдано Богу до конца. Не может быть тайной любви, которая только половиной сердца, потому что Господь всего Себя нам отдает.
Это тайна числа 666 — «тайна беззакония», тайна ада уже здесь на земле. И мы обратим с вами внимание на то, что дальше говорит Господь в притче. Он говорит о том, что посылает Господин Своего слугу, чтобы он зваал на торжество, как сказано, и «хромых, и увечных, и слепых». А тех, которые отвергли приглашение, Он предал суровым казням, «и град их зажже» , как сказано в Евангелии (Мф. 22, 7).
Эти слова становятся понятными именно в свете того, что означает отказ человека прийти к Богу, когда oн, лучивший от Бога все дары, считает, что это его заслyгa. И соответственно, те наказания Божии, которые следуют богоизбранному народу Израильскому за богоотупничество — это происходит со всяким другим нaродом, и с нашим народом, как мы все хорошо знаем.
Святые отцы говорят о том, что слова «град их зажже» — пророчество о разрушении Иерусалима, когда императоры Веспасиан и Тит один за другим приступили к Иерусалиму, не оставили камня на камне от этого города и даже распахали его в назидание всем потомкам.
Эти слова говорят нам и о долготерпении Божием. Это произошло только через сорок лет после крестной смерти Спасителя. И святые отцы говорят, что подобно тому, как Господь сорок дней постился прежде чем выйти на служение роду человеческому, Он после крестной смерти Своей, после Воскресения, после дарования человечеству новой жизни, на пир которой призываются все люди, сорок лет терпел и ждал — не покается ли этот любимый Им избранный народ, не обратится ли к Нему. И только после этого, не дождавшись, предал их город уничтожению.
Почему сказано в Евангелии «послал Господ Свои войска» , Свои армии (Мф. 22, 7) для того, чтобы разрушить город? Разве римская армия была армией Христа? Конечно, она была армией Христа, говорят святые отцы — точно так же, как и армии Вавилона, Ассирий, Египта, которые в свои исторические эпохи были посланы Господом к избранному народу, чтобы вразуми его, привести к покаянию. Бичом Божиим были эти язычники. Так же все, что в истории нашего народа происходило — татаро-монгольское иго, и Смутное время, и коммунистическое нашествие, и теперешнее новое иго, более страшное, чем все прежние. Всё послано Богом, чтобы мы покаялись в том, что мы, отвергая приглашение Божие к Его радости вечной, участвуем в «тайне беззакония», в написании числа 666.
Господь посылает пригласить на пир всех хромы, убогих и слепых. Да, конечно, если народ Израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы и были хромые, и слепые, и убогие. И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. И все мы убогие, и хромые, и бедные, и слепые, как сказано в Евангелии. И оттого что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой-жизни; благодать Духа Святаго, купленную ценой Крови Eгo, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто от нас никогда не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей — всего, что совершается в мире, в истории, судьбе каждого человека.
Что происходит далее? А далее мы видим, что Господин пира радостно обходит пришедших к Нему, и вдруг видит среди них человека, одетого не в брачную одежду. Он говорит: «Друг, как ты сюда попал? Почему пришел сюда не в брачной одежде? »
Господь говорит нам в Евангелии, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе пшеницей — а когда придет последний час, тогда Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). И другой образ мы знаем, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48).
Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова Апостола: «Облекитесь в смирение, в кротость, в смиренномудрие, в долготерпение, в милосердие, а более его, над всем стяжите любовь, которая есть печать совершенства» (Кол. 3, 12—14). Это наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.
«Друг, для чего ты здесь?» — спрашивает Христос этого человека. «А почему Он другом его называет? — восклицает святой Николай Велимирович. — Потому что он хочет показать, как высоко Oн ценит достоинство человека. Oн называет его другом, чтобы показать, что всякий человек — Его друг. Без исключения всякий человек Eгo друг».
«Вы друзья Мои, — говорит Он на Тайной вечери, — если вы исполняете то, что Я вам говорю» (Ин. 15, 14). Говорит Он это апостолам, Своим ученикам — и всем нам. А этот человек не исполнял то, что говорил Бог. Почему же его называет другом, почему же другом назовет Христос того, кто нe исполняет Eгo повеление, заповеди Eгo? Потому что этот человек крещеный, потому что он облечен в благодать, как будто в пресветлую, в пречистую, от Господа дарованную одежду. И он записан в книгу жизни, потому что он крещен, он среди тех, кто должен быть на пиру Царства Божия.
Ho Господь называет его другом, чтобы сказать ему, что он предал Eгo. Не Господь отступил от дружбы с ним, а он отступил от Господа. Может быть, он увидит и поймет, что он наделал?
И об этом человеке сказано: «Он же молчал». А что ему было сказать? Что он нe мог купить брачную одежду? А ему не надо было ее покупать. Она была уже приготовлена Спасителем — та самая одежда, о которой Церковь воспевает как об одежде спасения, златотканой брачной ризе, которую Господь дарует каждому человеку, приходящему с покаянием, с осознанием этой тайны, возвещаемой ныне для всех.
Много званых, говорит Господь, а мало избранных. Все мы званые и все мы крещеные, а кто же из нас избранный? Каждый paз, когда мы причащаемся Пречистых Страшных Христовых Таин, мы причащаем вот этой тайне, о которой сегодня говорит Христос. И может быть, каждый раз Он кому-то из приступающих к Святым Христовым Тайнам, говорит: «Друг, я чего ты здесь? Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И может быть, Oн говорит это кому-то уже в последний раз.
Он долготерпелив — Он B течение долгих лет ждал покаяния богоотступнического народа. Но никто из смертных не может гарантировать, что сегодняшний день нe станет решающим eгo судьбу днем, что не призовет его Господь сегодня к себе, и не встанет он пред Престолом Божиим, и Господь перед ангелами и святыми скажет: «Друг, почему ты вошел сюда не в брачных одеждах? »
Будем дорожить тем, что нам дает Господь, и не откладывать наше обращение к Нему и наше покаяние. Как те два разбойника, которые были распяты рядом с тайной спасения нашего, рядом с Господом. И один из них пошел во тьму вечную, облеченный в одежду греха и позора, и отвержения дара Божия. А другой исповедовал Христа Господом своим, Спасителем и сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем» (Лк. 23, 42). И в тот же самый миг грязная одежда — скверна всей его жизни — спала с него, и он был облечен в ризу спасения.
Остаются последние дни до Рождества Христова, остается немного времени, прежде чем Господь посетит нас Своим испытанием. Будем делать все от нас зависящее, чтобы покаянием, состраданием к тем, кто не знает Христа, противостоянием всякой лжи, всякому растлению, готовиться к встрече с Господом нашим!
Сделаем то немногое, что от нас зависит, а все остальное Он Сам завершит. Он уготовал нам этот пир для того, чтобы мы были на самом деле Его друзьями в вечной нескончаемой жизни, в радости Царства Его и наше. Аминь.