Проповеди на праздники:


О званых на пир. Божественная Литургия 1996 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Eгo пришествия в мир. И в этот день с особенной силой Святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви, избранного Богом народа.

В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих прийти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все

должны насытиться (Ис. 55, 1—2). А Псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5).

И мы знаем с вами притчу о Премудрости Божией, которая создала себе дом. Каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы с вами уже сейчас приобщаемся, а самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое нe кончится никогда.

Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. И в этом смысл всего исторического пути Церкви. Об этом в Ветхом Завете пророки говорят, что жизнь будущая — это трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков.

И Сам Господь накануне Своих страданий говорит о  том, что Он уготовал нам Царство, как Отец

уготовал Ему, — «да ядите и пиете во Царствии Моем» (Лк. 22, 29—30). И B Апокалипсисе мы узнаем, когда Господь утешает каждую душу человеческую, говоря, если кто услышит глас Мой, Я приду к нему, буду вечерять с ним, и он со Мной (Откр. 3, 20). На той же Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Желанием великим возжелал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания, потому что Я He вкушу ее до тех пор, пока не наступит Царство Божие». И потом Он взял чашу с вином и разделил ее между учениками и сказал: «Примите и пейте от нея вси. Я уже нe пию от лозы сея виноградной, покуда не приидет Царство Божие» (Лк, 22. 15—18).

В жизни святого человечества есть два исхода, один — избавление от земных бед, другой — вхождение в Царство Небесное. Но оба сопровождаются великими чудесами — в знамение того, что исход на самом деле один.

Во время первого исхода Господь питает Свой народ манной и живой водой, истекающей из камня. И в Новом Завете мы видим насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в знамение того, что новый исход уже начался, и Господь сопровождает его великими чудесами. И мы видим эти чудеса на браке в Кане Галилейской, когда Господь превращает воду в вино (Ин. 2, 1—12), и в чудесной ловле рыб на озере Тивериадском при призвании Петра (Лк. 5, 1—8) и по Воскресении Своем (Ин. 21, 1—12).

Самое удивительное, что мы видим — здесь нe просто избыток жизни земной, но уже присутствие небесной жизни. Так происходит по Воскресении Христово, когда Господь преломляет хлеб перед учениками Своими в Еммаусе. Таким чудом исполнена трапеза на берегу озера Тивериадского, когда никто из учеников не смеет спросить Eгo: «Кто Ты?», зная, что это Господь, и присутствие Бога Живаго во время этой трапезы ощутимо для них. В книге Деяний Апостольских говорится о том, что апостолы возвещают всем людям, что они являются свидетелями всех этих чудес, потому что они ели и пили с Ним по Его Воскресении (Деян. 10, 41).

Что значит эта таинственная трапеза, это Царство непостижимое, где полнота всего, небесного и земного дается человеку, и радости нет конца? Мы с вами должны услышать то, что говорит Господь сегодня в Евангелии, — понять, что Царство Божие уже началось. Оно еще не раскрылось в полноте, но мы к нему идем. Мы призываемся, если мы в Церкви, уже быть причастными этому чуду. Может быть, не в великих чудесах, которые Господь являл сразу всей Церкви, всему избранному народу или отдельным Своим избранным святым, но в тех же самых несомненных чудесах. Если мы храним верность Господу, мы можем увидеть чудо присутствия Господня в материальной жизни нашей, какой бы скудной ни была наша материальная жизнь. Это начало  Царствия и участие наше в том пире, которое обещает Господь.

Если же жизнь наша сосредоточена только на искании материального, если перевернут Божественный порядок жизни — «ищите прежде Царства Божия и правды eгo, а все остальное, несомненно, приложится вам» (Мф. 6,33), то мы лишаемся всего. Либо в скудости, голоде телесном и духовном, оказывается человек и целый народ, как это с русским народом сегодня происходит. Либо в кажущейся сытости телесной — как это происходит где-нибудь в Америке и на Западе, что еще хуже. Это насыщение свидетельствует о том, что люди, которым больше ничего не нужно, уже сейчас изгнаны с пира Царства Божия.

В мире все яснее раскрывается содержание сегодняшней притчи. Не пришло человечество, не пришли народы, не пришли люди на пир, уготованный Господом. У всех нашлись дела, и очень важные — не просто так что-то, а все нужное, все полезное, все замечательное. Ho люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

Мы понимаем всегда эту притчу в первую очередь как притчу об отвержении Израиля, Богоизбранного народа. И это совершенно справедливо, но она распространяется и на весь род человеческий. И тем более, чем более происходит объединение всего рода человеческого на тех самых началах, благодаря которым все оказались согласными в отказе от Божьего приглашения.

Апостол Павел говорит, что обетования Божии Heпреложны (Рим. 11, 29). Этот народ получил особые дары от Бога. И Бог не отнимает их от этого народа. Но когда дары, предназначенные для достижения небесного, устремлены исключительно на земное, совершается «тайна беззакония».

Богоизбранному народу попускается достигнуть необычайного успеха в земном благодаря этим дарам. Но чем большего успеха они достигают, тем больше удаляются от Богa, тем больше лишаются Царства вечного, радости пира небесного.

На наших глазах сегодня в мире происходит это торжество маммоны, произрастание всех видов зла из «корня всех зол» — сребролюбия (1 Тим. 6, 10), объединение столь многих, уже почти совершившееся, ради только земного, с отвержением небесного. Когда вce темные силы собираются для последней битвы с Богом и человеком, задумаемся о том, что нам дано, и услышим, что Ангел Апокалипсиса возвещает всему роду человеческому, каждом человеку, всем нам: «Напиши сие: блаженны званые на Вечерю Агнца» (Откр. 19,9). Аминь. 


Проповеди на праздники:

Наверх