О жертве, жертвеннике и участниках жертвенника. В субботу 7-й недели по Пятидесятнице
Апостол Павел писал к церкви: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего». Вот каким словом определяется христианское «разумное служение»: «жертва». А что такое «жертва»? в Ветхом Завете для жертвы выбиралось лучшее, не имеющее пороков животное. Его брали от стада, от поля, от загона и вели к храму, где был жертвенник. Жертва не была жертвой, если оставалась живой. Апостол же призывает христиан приносить свои тела в жертву «живую». А приносится такая жертва? – Вот Господь говорит ученикам, посылая их на проповедь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». В этих словах ничто иное, как выделение жертвы из стада, отсечение от предков и потомков. «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» – здесь ведение к месту заклания. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережёт её». Здесь уже – самоё заклание.
Апостол объясняет, каким образом оно должно совершаться: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать. Что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». И мы знаем из истории Церкви, как святые пророки, апостолы и праведники переставали сообразовываться с безбожием, с суетой, с ложными ценностями и буквально умирали для мира.
Но всегда, где есть жертва, есть и участники жертвенника (1Кор. 10:18). В Ветхом Завете первыми всегда были животные, а вторыми – люди. Участник жертвенника – это тот, кто хотя и понимает необходимость жертвенного служения, но сам ещё не имеет решимости стать «живой святой, благоугодной» жертвой Богу. Господь и их не лишает надежды; Он говорит: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика (например, Апостола ради того, что он Апостол Христов), истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Кто чтит, помогает чем может человеку ради того, что он – служитель Христов, кто принимает такого человека, тот, как говорит Господь, «принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня»…
Вот как через очень малое и всем доступное открывается возможность участия и в великом жертвенном служении совершенных христиан, и через это – в величайшем жертвеннике Креста Господня. Думается, что, когда мы только читаем о подвигах святых угодников Божиих, когда удивляемся им и вздыхаем о своём несовершенстве, мы тоже не остаёмся в стороне от этого Жертвенника …
Поэтому не будем упускать возможности сделать хоть самую малость во имя Христово; а также, видя великое служение других, перестанем, по совету Апостола, думать «о себе более, нежели должно думать», но всегда «скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».