О желании быть отлучённым от Христа. В субботу 6-й недели по Пятидесятнице
Сегодня мы слышали такие удивительные слова Апостола Павла: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая моя печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян».
И сказал он это сразу после других, тоже удивительных слов: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:38–39) … Никто и ничто не может отлучить, а он сам хочет быть отлучённым. И от Кого? от Того, Кто подошёл к умершей, «взял её за руку, и девица встала». И кто хочет быть отлучённым? – Тот, кому Сам Христос явился и вырвал со дна погибели; кто ещё при жизни «был восхищён в рай», «слышал неизречённые слова» и потом свидетельствовал, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»(1Кор. 2:9); кто говорил, сравнивая жизнь и смерть: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23); кто, «забывая заднее и простираясь вперёд», стремился, не достигнет ли и он, как достиг его Христос (Флп. 3:12–13)… И вдруг теперь он хочет быть отлучённым от того же Христа! И разве мало ему быть для все всем (1Кор. 9:22)? Не учит ли нас Господь всё же любить ближнего как самого себя, а не более, чем себя?..
Но здесь дело не в ближнем. Обратим внимание, что всё-таки не просто ради братьев по плоти хочет Апостол пойти на такой страшный крест. Сказав о своём желании, он тут же объясняет, почему он готов на это: он тут же напоминает, что ведь не кому-либо, а именно израильтянам «принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования». Израиль для Павла не просто братья по плоти, но – сосуд, в который были излиты невиданные Божьи дары, сосуд славы Божией, предназначенный, в конечном итоге, для всего человечества. И Павел хочет, чтобы капли не пропало из того, над чем так трудился Господь, к чему Он приложил столько особой любви и особой заботы. Ведь «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки». И поэтому, когда речь идёт о спасении людей, Апостол становится для всех всем; когда же слово заходит о самом основании спасения, о «Христе по плоти», о Его крестной заботе, крестном терпении и крестной жертве, то и любовь Павла теряет предел. Он готов тоже на крест, и даже до того, чтобы пережить пережитое Самим Иисусом: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).
Вот – Богоподобная любовь Апостола к своему Господу и к своим братьям, до которой нам ещё очень далеко, но не будем же, по крайней мере, говорить такие легкомысленные слова: «Пусть Бог меня накажет, только бы его не наказал!», «Пусть мне погибнуть, только бы ему было хорошо!», «Пусть грех твой будет на мне!» … мы с вами ещё не знаем, не пережили, не почувствовали ни того, что значит быть со Христом, ни того, что значит быть отлучённым от Него. Одни и те же слова в устах одного человека могут быть выражением высочайшей любви, а в устах другого – свидетельством крайнего невежества и безумия.