Вторая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О зависти. 1960 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, за службой преподобным всегда читается Послание апостола Павла к Галатам, соответствующее их духовному совершенству и обилию полученных от Бога благодатных даров. Преподобные так своими подвигами умертвили, истребили в себе плотские страсти, что, живя на земле, они уже духом были на небе и подобны были бесплотным ангелам. Вся их жизнь была озарением только одной любви, добра, мира, кротости, смирения и других христианских добродетелей, так что они действительно были сосудами Святого Духа, богоносными отцами, опорой и утешением всех немощных и стремящихся к Царствию Небесному. Святость, чистоту своего сердца и ума они приобрели в неустанной борьбе с самими собою, со всеми греховными влечениями и пожеланиями. Прежде чем достигнуть такой высоты духовной жизни, они вынуждены были вести брань с искушающими помыслами и страстями. Чтобы уметь приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые должны всегда быть на страже своего сердца и не допускать, чтобы сердцем овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это опаснее всякого внешнего врага.
Сегодня мы побеседуем о темной, мучительной страсти — зависти, потому что она является первоначальным семенем всякого греха и зла; это первая скверна, растлившая небо и землю. Виновницей падения первого из ангелов — денницы, начальника ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть. Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего. Денница, началовождь серафимов, краснейший денница, утром воссиявающий, когда впервые увидел неизреченную доброту и славу Трисиятельного Божества, то позавидовал и опечалился; потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Ты же рекл ecu во уме твоем: на небо взыду... буду подобен Вышнему (Ис. 14 , 13—14). Омрачившись завистью, прекрасный ангел света стал страшным демоном с упрямым своим неизменным во зле духом и существом, всегда имея вражду и ненависть к Богу. И когда убедился в своем бессилии в борьбе против Бога, то направил свою злобу на человека. Увидев человека, увенчанного славою и честью, в раю сладости, царем всей вселенной, он был уязвлен ревностью, и стал прельщать, склонять наших прародителей к ослушанию, и был очень обрадован, когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждении на смерть. Такова пагубная и страшная страсть зависти. Премудрый Соломон говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 23—24). Диавол, когда увидел, что приговор о смерти не тотчас исполнился над Адамом и Евою, не стал тогда дожидаться срока и употребил все усилия к тому, чтобы поскорее внести в жизнь смерть: он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата его, Авеля, и с этого времени земля начала оскверняться человеческой кровью.
Видите, сколько зла произошло от одного зла — зависти. От зависти возгорелась война и отступничество на небесах, смутился блаженный мир и покой ангелов, денница упал в бездну и с собою увлек третью часть ангелов, обратившихся в злых демонов. Все бедствия на земле, все зло, которым полон сейчас мир, произошли от зависти. Всех смертных страстей святые отцы насчитывают семь: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев и зависть; и зависть из всех страстей самая смертоносная и вредная. Все смертные грехи имеют целью какую-нибудь собственную выгоду и наслаждение, а зависть ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый всегда хочет только одного: чтобы человек, которому он завидует, потерял свое богатство, или славу, или счастье и из счастливого бы стал несчастным.
Итак, зависть есть печаль о благополучии ближнего. Не так ржавчина разъедает железо, на котором она находится, как сердце завистливого съедается завистью, постоянно мучается, и терзается, и пребывает в печали и огорчении. Страсть зависти такова, что она прежде всего приносит мучение и печаль обладаемому ею. Обладаемый ею человек сам в себе получает должное наказание. Поэтому святые отцы говорят, что страсть зависти — самая несправедливая из всех страстей и самая справедливая. Несправедливая потому, что преследует все хорошее и доброе, а справедливая потому, что она мучает тех, кто ее имеет. И не нужно желать завистливому какого- либо наказания в сей жизни или будущей, ему достаточно иметь наказание в самом себе — в постоянном угнетении, и печали, и тоске по поводу благополучия ближнего. Но всего мучительнее в этой болезни, говорит святитель Василий Великий, что завистливый не может открыть ее. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, жалуется, что погиб во зле, однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и сказать: я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием. Зависть мучается, когда видит, что кто-либо мужественен, или красив лицом, или превосходит других душевными совершенствами, и благоразумием, и многими другими причинами.
Но вместе с тем завидовать другим есть великий грех. Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желает видеть благополучия этого человека. Как может такой человек сказать, что он любит ближнего своего? Напротив, он не любит брата своего, а не любяй брата своего, говорит апостол Иоанн Богослов, пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14). Кроме этого, завистливый обнаруживает еще и недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет завидовать, тому и нужды нет завидовать. Следовательно, завистливый показывает, что он не благодарен Богу за то, чем Бог его наградил, что он достоин гораздо большего, чем Бог его наградил, что Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Таким образом, зависть открывает еще два порока в человеке: ужасную неблагодарность к Богу и безумную гордость. Это тоже весьма тяжкие грехи.
Зависть вредит нам в нашем собственном благополучии. Она лишает мира душевного и радости сердца и человека здорового делает больным. Она поселяет смуты и неудовольствия между людьми близкими и расстраивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди, скрепленные узами дружбы, через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу. Поэтому премудрый Соломон дает совет не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти. А сколько убийств совершено по зависти! Священная история полна этих примеров. Помимо убийства Авеля завистливым Каином, священная история Ветхого Завета нам представляет пример праведного Иосифа, пострадавшего от зависти своих братьев. Кроткий Давид за то, что убил Голиафа и тем прославил израильского царя Саула, от завистливого же Саула терпит преследование и изгнание, преследующее цель лишить его жизни. В Новом Завете — за то, что Богочеловек Иисус Христос проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, начальники народа иудейского огорчаются тем, что Христос приобретает у народа большое уважение, и всячески стараются Его оклеветать, поносить, и, наконец, в своей диавольской злобе они распяли Его на кресте.
Много зла всегда делала и делает в мире зависть. Сколько от нее погибло людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! Зависть есть гибельная язва для общества. Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, где труды и дарования поддерживаются общим уважением и зависти людской не дается возможности злодействовать, там только возможно благоденствие и процветание общества. «Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое», — говорит святой апостол Иаков (Иак. 3, 16). Разве счастье Иосифа не было общим благополучием и для его братьев, как это доказало само время? А слава, достигнутая Давидом, разве не была вместе славой и Саула, царство которого он утверждал, побеждая врагов? Чудеса Христовы разве не были благодеянием для народа иудейского? Но завистливый не обращает внимания на свое благо: зависть не умеет предпочитать полезное, а видит добро ближнего и завистливо печалится. Она старается благополучие обратить в злополучие и в этом находит утешение своей печали. Поэтому богословы говорят, что наибольшая мука для содержимых в аду будет зависть: они будут видеть блаженство праведных и знать, что те вечно наслаждаются, и, видя себя в состоянии мучения, еще больше будут мучиться, там будет плач и скрежет зубов.
Приведем здесь один рассказ о гибельности этого порока. Три путешественника нашли однажды одно очень ценное сокровище. Необходимо было разделить его поровну между всеми тремя. Найденное было очень велико, так что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тут же явился к ним со своей завистью и жадностью. Полюбовавшись своею находкой, они все сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему одному овладеть сокровищем. Кому-то из них необходимо было пойти в ближайший город, чтобы купить там пищи. Один из них отправился, а оставшиеся на месте двое согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собою. Между тем тот, который пошел за продуктами, отравил пищу ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатства остались ему одному. Когда он возвратился, то немедленно был убит своими товарищами, которые, севши вкусить принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге. Таким образом диавол губит людей, толкая их на преступление.
Дорогие братия и сестры, зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе эти недобрые чувства и располагать себя быть довольным и малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Быть недовольным своим положением значит бьггь недовольным Самим Господом. Завидовать ближнему значит представлять Господа Бога несправедливым в раздаянии даров. И вот вместо того, чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его уменье, трудолюбие, честность, поучиться у него, как достигать того или иного совершенства и вести свои дела, мы начинаем досадовать, завидовать, клеветать, оскорблять, а то и, если представится случай, вредить ему. И чем только зависть не возмущается, и в ком ее только не бывает! Иногда, завидуя другому из-за ничтожного пустяка, приятели делаются злейшими врагами.
Будем, дорогие, беречь себя от этого гибельного порока. Зная, что от этого порока проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, послушаемся божественного гласа: не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (см.: Гал. 5, 26. Еф. 4, 32). Аминь.