О зарождении зла
Библейский рассказ о грехопадении осмеивается. Но он полон глубокой исторической правды. Первых людей нельзя считать типом нравственно зрелых людей, достигших совершенства. Совершенство и в физической, и в нравственной сфере достигается долгим упражнением, воспитанием, опытом. Между тем наши праотцы были в нравственном отношении тоже младенцы. Из этого состояния они могли выйти лишь после того, как стали сознавать свое «я», свою свободу мысли и чувства. Этой цели прогресса служила заповедь райская, и эту цель понял змей, когда обещал, что они сами будут как боги, если не послушают Бога. Психологическая неизбежность этого момента в духовно-нравственном развитии не может подлежать сомнению. Переводя ее на простой язык, мы должны представлять ее как момент испытания нравственной свободы, рано или поздно совершающийся в жизни каждого человека. Но этот психологический момент не состоит непременно в действительном переживании самого зла или греха. Искушение состоит в том, что человек увидит для себя полную возможность согрешить. В момент преступления люди имели ложное, навеянное со стороны мнение о запрещенном древе. Они думали, что плоды этого дерева имеют особое, магическое свойство давать познание о добром и злом. Таким образом, они захотели, чтобы их высокое положение в мире зависело не от свободного развития их собственных духовных сил, не от внутренней работы над самими собой, а от физического питания плодами известного сорта. Таким суеверным поступком они подчинили свою природу внешним механическим влияниям и материальным причинам, а не тому нравственному закону свободы, который приводил их к совершенству: закон свободы они подчинили закону механической причинности.
Отсюда понятно, в чем, по Библии, заключалась первая вина и преступление людей. Они обессмыслили своим суеверным поступком ту самую идею, ради которой были созданы, извратили свои нормальные отношения к миру, потеряли свободу и нарушили Божественный миропорядок. Это должно было механически повлечь за собой бедствия и неизбежную гибель. В этом заключается сущность человека. В Библии главные идеи: 1) идея творения; 2) идея грехопадения в связи с вопросом о начале и происхождении зла; 3) идея искупления. Все они находятся между собой в генеральной связи и решают самые важные проблемы жизни, отвечают на самые важные запросы человеческого духа.