Проповеди на праздники:


О воспитании детей (для простого народа). Беседа вторая.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16).

С какого времени христиане делаются храмами Божиими? Со дня их крещения, когда благодатью Святого Духа они возрождаются для новой жизни, омываются от греха, освящаются, облекаются во Христа; когда чрез Таинство Миропомазания воспринимают благодать Святого Духа; когда чрез Таинство Причащения соединяются со Христом, становятся причастниками Его Божества: Христос в них, и они во Христе. Воистину они – храмы Божии. Как же после этого допустить, чтобы этот храм был опустошен, разорен? Кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор.3:17). Обязанность воспитывать христиан в благочестии лежит на пастырях Церкви. А на христианах лежит долг подчиняться их пастырскому руководству.

В наше время, когда крещение совершается над детьми, а не над взрослыми, пастыри Церкви не могут непосредственно сами воспитывать для Царствия Божия эти детские души. Воспитание их в вере и благочестии должно быть совершаемо родителями. На родителях лежит долг возделывать эти нивы детских душ, сеять на них семена слова Божия, воспитывать их в страхе Божием и во всяком добром и полезном учении. Они должны следить, чтобы на эти нивы детских сердец не попали семена диких трав, то есть пороков, которые, возросши, не подавили бы семян благодати и не повредили бы изначальной чистоты. Родители должны так воспитать своих детей, чтобы они, когда станут жить самосознательно, знали о своем высоком достоинстве как храмов Божиих и тщательно оберегали себя от всякой скверны плоти и духа. Но как мало ныне таких родителей, которые надлежащим образом заботились бы о христианском воспитании душ детей своих! Как мало детей, сознающих свое высокое назначение! Ныне многие родители тщательно берегут здоровье своих детей, но мало заботятся о душах их. В наше время много пишут и говорят о сохранении телесного здоровья детей, изыскивают меры против переутомления и других недугов, но мало пишут и говорят о нравственном их оздоровлении от недугов неверия, гордости, противления, духовного расслабления, неспособности к каким-либо добровольным подвигам благочестия.

Как часто ныне мы видим детей, убранных в затейливые одежды, сшитые по последним модным выкройкам, причесанных, умытых, но в то же время с душами, обезображенными упрямством, отсутствием страха Божия, недугующих непочтительностью к старшим, с болезненной наклонностью лгать, обижать младших себя, не умеющих прилично держать себя в присутствии старших. Некоторые родители бывают особенно озабочены обучением детей изящным манерам большого света, танцам, музыке и т. п., но не радят о научении их благоговейно держать себя в храме Божием, молитвенно преклонять колена пред Господом, правильно изображать на себе крестное знамение, слагать руки для принятия священнического благословения. В старину, бывало, слова «прости» и «благослови» составляли неотъемлемую принадлежность обиходной жизни в православной семье. Ныне не слышно этих слов, имеющих весьма важное воспитательное значение. Что удивительного поэтому в том, что ныне слышится много жалоб на крайнюю распущенность молодого поколения, на непочтительность детей к родителям, на умножение малолетних преступников. Страшно за молодое поколение, бунтующее, порицающее все родное и восхваляющее иноземное, увлекающееся несбыточными мечтами преобразовать мир, пересоздать существующие порядки управления, но мало заглядывающее в свой внутренний мир и не могущее упорядочить свою внутреннюю жизнь.

Христианские родители! Подумайте об этом страшном недуге нашего времени; советуйтесь, что вам делать, объединяйтесь, дружно восстаньте против врага, отнимающего у вас детей ваших, делающего вас чужими для них. Этот враг нашего времени есть наше общее охлаждение в благочестии, у иных – отпадение от Церкви, у некоторых – беспечность о воспитании детей, у иных же – неуменье воспитывать их надлежащим образом.

Мы доселе говорили только о недостатках воспитания детей о нравственных недугах их, как болезнях нашего времени. Но говорить о болезнях, указывать больному, чем он хворает, еще не значит лечить болезнь. Для излечения болезни нужно указать лекарство. Для излечения недостатка воспитания нужно указать средства избегать этих недостатков, указать способы и образы правильного воспитания.

Исполнить это, хотя бы в некоторой степени, при помощи Божией, мы поставляем задачей настоящей нашей беседы. Прежде всего мы желали дать родителям советы, как воспитывать детей от младенчества до школьного возраста.

Родители, а наипаче мать, должны стараться воспитать детей в учении Господнем. Мать должна знать и помнить, что дитя ее есть храм Божий, в него вложена искра благодати Божией, семя для будущей благочестивой жизни. Эту искру Божию она должна сохранять и раздувать, это семя оберегать, чтобы не засохло, но постепенно возрастало. Как это делать?

Мать должна часто молитвенно ограждать дитя крестным знамением и молиться о нем, чтобы Господь сохранил его Своей благодатью, а ей помог воспитать его в доброй христианской жизни. Она должна часто носить его в церковь, приобщать Святых Таин. Пусть глаза дитяти привыкают видеть святые иконы и молящихся в церкви; пусть оно узнает заранее своего пастыря, отца духовного, священнодействующего, благословляющего и питающего его святым Причащением, этим источником духовной силы и жизни. Ухо дитяти пусть слышит прежде всего священные песни, пусть его орган обоняния привыкает находить услаждение в благоухании ладана. В доме мать должна часто подносить дитя к иконе Спасителя и прикладывать его к ней для освящения его. Как только дитя начинает отличать правую руку от левой и управлять своими перстами, мать должна приучать его слагать персты и изображать на себе крестное знамение, делать поклоны пред святыми иконами. Она должна все совершать с молитвой, чтобы и дитя приучалось впоследствии поступать так же. Когда дитя начинает произносить имена отца и матери, оно должно узнать Божественное имя Спасителя и произносить с крестным знамением достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда в дитяти начнет пробуждаться сознательная жизнь, тогда внимание родителей должно быть обращено на образование его характера. Нужно охранять его от свойственного детям каприза, упрямства; не следует доводить дитя до того, чтобы оно выпрашивало что-либо слезами и криком. Тогда же должно начаться его обучение послушанию, почтительности к старшим, уступчивости; не позволять ему что-либо без нужды рвать; нужно запрещать ему мучить и убивать животных, хотя бы то самых малых; стараться возбуждать в нем чувства сострадания, жалости к другим; приучать его к благодарности. После вкушения пищи дитя должно благодарить Бога с крестным знамением, а также и родителей, у которых оно должно и целовать руку, как делалось это в старое время в добрых семьях.

Мать должна постепенно научать детей молитвам, так чтобы ребенок до школьного возраста изучил те краткие молитвы, какие требуются при поступлении в школу. Пусть дитя научится молиться не за себя только, но и за родителей, и за отца духовного, за братьев и сестер.

Дело воспитания – дело важное и в то же время весьма трудное. Для исполнения его недостаточно одного желания и усилий человеческих – здесь нужна помощь Божия. Поэтому родители должны усердно молиться Богу, чтобы Он вразумил их и помог им исполнить это святое дело.

Христианские родители! Воспитывайте детей ваших в страхе Божием, в истинном благочестии, помня, что они – храмы Божии, жилища Святого Духа. А кто Божий храм разорит, покарает того Бог (1Кор.3:16–17).

Проповеди на праздники:

Наверх