Проповеди на праздники:


О воспитании детей (для простого народа). Беседа третья.

О том, как грешна, преступна и вредна небрежность некоторых родителей о добром и разумном кормлении и уходе за малолетними детьми

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. (Мф.18:10).

Слышите, что говорит Господь о малых детях? Видите, как Он жалеет их? «Смотрите, – как бы так говорит Он, – бойтесь презирать одного из малых сих – этих младенцев; знайте, что у них есть сильные заступники – святые Ангелы на небесах. Если кто обидит их, Ангелы будут жаловаться на обидевших Отцу Небесному. А Отец Небесный весьма любит их. Он любит этих детей больше, чем мать свое любимое дитя». Вы, может быть, подумаете: кто же решится обидеть младенца: ведь всякий знает, что это великий грех. Разве какой-нибудь злодей, у коего звериное сердце, решится обидеть невинного младенца! Нет, братья, не лиходеи, не люди с звериным сердцем это делают, а люди, и люди не всегда дурные, а, кажись добрые. Вы, пожалуй, и не поверите, если назову вам, кто они... Это люди близкие, родные малюткам. Больно сказать: мать родная бывает иногда лиходейкой своему дитяти. Как так, спросите вы? Выслушайте.

Кто больше всего должен заботиться о здоровье младенца? Не мать ли родная? Кому должны быть дороги здоровье и жизнь детей? Не отцу ли с матерью? А между тем иная мать больше, чем чужие люди, портит здоровье своего ребенка. Не лиходеи какие, а свои, семейные, родные преждевременно кладут во гроб невинного младенца. Вы желаете знать, как это делается? Объясню.

Вот родился на свет Божий младенец. Сам собой он не может ни встать, ни пойти, ни достать себе пищи. Он весь во власти матери, на попечении ее. Его руки – материнские руки; его ноги – материнские ноги; его пища – материнское молоко; его одежда – материнские объятия, материнская одежда; его согреяние – материнская теплота. И Бог вложил в сердце матери таковую любовь к своему младенцу, что она готова себя не пощадить, чтобы ребенка сохранить. Чего бы, кажется, и ждать от такой матери, как не заботы да ухода за своим родимым? Она и заботится, она и готова ухаживать за ним, хоть бы и ночи не спать привелось. Да вот беда: не у всех матерей достает смысла, как кормить, поить и беречь детей. Иная мать думает: корми только дитя почаще да побольше, и добро будет. А выходит из этого не всегда добро, а иногда прямо вред для ребенка: его или обкармливают многим и безвременным кормлением, или отравляют непригодной для него пищей.

Младенцу даны плач да крик вместо речей. Захотелось ему есть или пить – он плачет. Захотелось спать, а мать не укладывает его, – он опять плачет. Головка болит, в животе режет – он опять плачет; мать худо спеленала его, под ним мокро – он опять плачет. Разумная и опытная мать понимает слезную речь ребенка. Она скоро узнает, что нужно плачущему младенцу, даст ему, что следует, и уймет его плач. А неразумная этого сделать не может. Иная думает, что ребенок потому только плачет, что есть хочет, и потому старается его кормить постоянно. От многого кормления обремененный желудок ребенка расстраивается, является боль в животе; ребенок сильнее плачет, а мать опять хочет унять плач его кормлением. Не уймется ребенок – она качает его дотоле, пока у малютки закружится голова и он на время забудется. Мать думает, что она кормленьем да качаньем успокоила его. Но проходят минуты забытья для ребенка, и он опять плачет: не голод, не желание качаться нудят его к плачу, а другие причины, о которых сказано выше.

Дитя сытое и здоровое не плачет. Кормить свое дитя грудью внушает матери и нудит сама природа материнская. Поэтому ребенку редко придется плакать от голода. Он плачет больше от того, что у него что-либо болит или около него что-либо неисправно. Заболевает у него прежде всего живот. Еще повторяю, что болезнь и расстройство желудка у ребенка чаще всего случается от перекормления или от питания такой пищей, которая негодна для ребенка. Это бывает в ту пору, когда мать перестает кормить дитя своим молоком и начинает кормить чужим или иной какой пищей.

В рабочую пору у деревенских жителей малых детей оставляют дома, на руках престарелых или малолетних нянек. Эти няньки часто кормят детей как попало и чем попало. Кормят, например, ягодами, огурцами, горохом и тому подобной зеленью. Кормят пережеванным кислым хлебом или иной пищей, охлажденной во рту няни и размягченной зубами ее. Кормят и молоком чрез рожок. Все такие способы кормления бывают большей частью крайне вредны для ребенка. Со слюной няньки может передаваться какая-либо болезнь этой кормилицы. Пережеванный кормилицей хлеб окисляется и производит болезнь в желудке ребенка. Рожки, через которые кормят детей, у деревенских жителей содержатся крайне неопрятно. Иногда кормят детей даже и не чрез рожок, а чрез тряпку, в которую кладется пережеванная и размягченная кормилицей пища. И рожки, и тряпки такого рода бывают крайне нечисты и потому вредны. Если бы посмотрели чрез увеличительное стекло на то, что накопляется в рожке, содержимом неопрятно, то сами няни, кормилицы и матери ужаснулись бы, увидев то множество гнуса, какой расплодился в конце рожка, влагаемого в рот ребенка. Этот гнус проходит чрез рот в желудок ребенка, там еще более размножается, причиняет расстройство желудка, боли. Когда у ребенка заболевает животик он кричит. Чтобы успокоить его, няня дает ему рожок или жвачку. Болезнь и крик усиливаются. Ребенок хилеет, отказывается от пищи и умирает. Так бывает в одном доме, так и в другом, третьем и так далее. Проходит неделя рабочей поры, наступает воскресенье. Жители села возвращаются с полей и идут в церковь, а там уже три или четыре гробика, а в них лежат тела младенцев, оставленных матерями и закормленных старой кормилицей или малолетней няней. И видят это Ангелы их, и восходят с жалобой на погубивших их пред лице Отца Небесного. И отнимет Господь благословение Свое у тех, кто не дорожил детьми, как Божиим даром. Не узнают родители той радости, которую испытывают добрые матери, о чадех своих веселящиеся (Пс.112:9); лишены они будут кормильцев и подпоры во время старости своей. Некому похоронить их и помолиться о упокоении души их.

От таковой небрежности родителей о кормлении и воспитании детей выходит то, что смертность детей в крестьянском сословии гораздо больше, чем у других сословий. Например, если у городского населения, более разумно умеющего кормить детей и иметь надлежащий уход за ними, умирает в течение года из десяти два или три младенца, то у сельских жителей умирает из десяти пять или шесть, то есть половина, а иногда и более всех родившихся. Таким образом, крестьянские семьи теряют половину рабочих сил, а государство лишается в них будущих полезных граждан.

Итак, братья, небрежность родителей о добром кормлении и воспитании Богом данных детей грешна пред Богом, виновна пред целым народом и вредна для семейного благополучия тех же родителей, которые грешат пред детьми своими дурным уходом за ними. Постарайтесь, возлюбленные, исправить этот недостаток с Божией помощью; поучитесь у добрых и знающих людей, как следует кормить и ухаживать за детьми, чтобы сохранить их жизнь и здоровье и чтобы вам самим было благо за это и от Бога, и от самих детей впоследствии.

Проповеди на праздники:

Наверх