О воспитании детей (для простого народа). Беседа пятая.
О том, как родители должны воспитывать детей своих
Отцы...чад своих воспитывайте в наказании и учении Господни. (Еф.6:4).
Воспитывать в наказании не значит воспитывать посредством наказания и взысканий, а воспитывать чрез обучение и вразумление63. Обучать детей должно доброму, полезному, как то: грамоте, ремеслам; обучать тем трудам и занятиям, которые необходимы им в семейном быту, для приобретения пропитания; приучать их к порядку, опрятности, вежливости; вразумлять их, если они не окажут почтения старшим, если обидят своих братьев, сестер или товарищей, если в играх употребляют ложь, лукавство, если станут обнаруживать каприз или непокорность к старшим. Вот это и значит воспитывать в наказании. А что значит воспитывать в учении Господни? Воспитывать в учении Господни – значит преподавать детям учение Господне, научить их тому, что они должны знать о Боге, как они должны угождать Богу и жить для Бога. Для этого родители должны часто говорить детям о Боге; пусть мать говорит детям своим понятным для них языком, примерно так: «Посмотри, дитя, на солнце, как оно тепло и светло: его создал Бог, чтобы оно тебя грело и чтобы тебе светило. И месяц, и звезды на небе, что светят ночью, Бог засветил. И траву, и цветочки Он вырастил. И хлеб, что едим, и молоко, которое пьешь, Он нам дал. И все – Его. Он всех любит: и птичек любит и кормит их, и малых деток любит, и тебя, дитя, Он любит, всегда на тебя смотрит. Здесь, на земле, хорошо, а там, на небе у Него, еще лучше. Когда мы умрем, пойдем туда к Нему. Увидим Его, и будет нам очень весело. Только нужно помнить о Нем, молиться Ему, не делать ничего худого, не обманывать, не брать ничего чужого без спроса». Если отец или мать часто будут так говорить с детьми, то память о Боге напечатлеется в их сердце. А когда они будут помнить Бога, то и полюбят Его, а если полюбят, то будут и бояться сделать что-либо дурное, как бы пред очами Его.
Нужно также приучать детей произносить имя Господа Иисуса Христа с раннего возраста, как только они начнут называть отца и мать свою. Нехорошо делают те родители, которые небрегут об этом. Еще хуже поступают те отцы и матери, которые как бы стыдятся вслух пред детьми произносить имя Спасителя, – им нужно опасаться, чтобы и Господь не устыдился произнести имя их пред лицом Отца Небесного (Мф.10:33).
Многие родители не приучают малолетних детей своих правильно слагать персты, изображать на себе крестное знамение и принимать священническое благословение, отлагая обучение этому до будущего времени. Напрасно они думают, что дети лучше научатся этому тогда, когда сами будут все понимать или когда поступят в школу. Дети легко приучаются ко всему с раннего возраста. Ведь легко приучаются же они правильно держать в руках ложку или чашку, пользоваться и другими столовыми приборами, – ужели только для крестного знамения нежные пальцы их не способны согнуться правильно?! От такого нерадения родителей бывает то, что дети, достигшие уже школьного возраста, не знают ни одной молитвы, не умеют сложить руки для принятия священнического благословения.
Кто хочет благоуспешно воспитывать детей в учении Господнем, тот должен сам исполнять то, чему желает научить детей. Есть мудрое изречение: «Или не учи, или же нравами учи». Кто хочет научить детей благочестию, тот сам должен быть благочестивым. Кто желает научить других молиться, тот сам должен молиться. Поэтому отец семейства, желающий дать детям своим христианское воспитание, должен сделать дом свой как бы церковью. Как в церквах непрестанно именуется имя Божие, так и в домашней церкви христианина с благоговением, по возможности часто должно быть произносимо достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святого Духа. Как в храме молитву начинает священник: он возбуждает и приглашает к тому и предстоящих, – так и в доме должен делать это отец семейства. В воскресный и праздничный день он с раннего утра собирает всех семейных на молитву, сам читает положенные молитвы. А в будничные дни, если не всегда можно исполнять это самому отцу, делает за него мать семейства. Она собирает на молитву всех детей, оставшихся с ней, и сама молится с ними, сколько время позволяет.
Как в храмах возжигаются свечи, воскуряется ладан, так должно быть и в домашней церкви: каждый праздник, а иногда в будни родители совершают общую молитву при возженных свечах, с курением ладана пред святыми иконами. Как в церкви читается святое Евангелие и Апостольские книги, так и в семействах должно быть это читаемо главой семьи. В храмах повествуется о Боге, о сотворении мира об искуплении людей страданиями и крестной смертью Сына Божия о воскресении Христовом, о вознесении Его на небо и о втором пришествии Его на землю – и в домах отцы или матери должны предлагать детям таковые же священные рассказы и питать их детскую любознательность благочестивыми повестями.
Лишь только дети станут понимать разговоры других и сами говорить, то отец, а более мать должны научить их кратким молитвам: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; Пресвятая Богородице, спаси нас. Затем, по мере возрастания, прибавлять к прежним по одной или по две молитвы. Выученные молитвы нужно заставлять детей произносить вслух, пред святыми иконами, с крестным знамением и поклонами; крестное знамение и поклоны дети должны исполнять не спеша, надлежащим образом. Матери должны особенно наблюдать, чтобы дети не крестились небрежно, неправильно.
Если в семье установится такой молитвенный порядок, о котором было сказано сейчас, то семейные приучатся смотреть на свой дом как на храм Божий и постыдятся сделать или сказать в нем что-либо непристойное. Можно надеяться, что дети, воспитанные в таком доме, заведут такой же порядок и у себя, когда будут жить своим домом.
Когда дети достигнут школьного возраста, тогда нужно отдать их учиться грамоте. А когда они начнут ходить в школу, тогда уже не следует родителям брать их из школы дотоле, пока не кончат учения, и в учебное время не употреблять их для домашних работ, иначе они грамоте не научатся надлежащим образом и будут отставать от других. Вследствие этого для учителя будет лишний труд, для ребенка – вред, для родителей – ущерб. Ребенок, которого родители часто берут из школы, отвлекая его от школьного учения, подобен той наседке, которая часто сходит с гнезда своего. Цыплят она не выведет, а выйдут одни болтуны64. Так и дитя: грамоте не выучится, время напрасно потратит само напрасно будет трудиться и родителям своим не принесет почти никакой пользы работой своей. Слушайте это, родители, и запомните. А когда сын или дочь ваши будут научаться грамоте, изучат одну или две молитвы, тогда вы заставляйте их дома прочитывать то, что ими выучено в школе: пусть они утром и вечером прочитывают эти молитвы, стоя пред святыми иконами. Ты, мать, особенно позаботься об этом. Поставь своего сына-школьника или дочь-ученицу пред святой иконой, как следует, и заставь прочитать вслух выученные ими молитвы. Не поленись сделать это. Да понаблюди и за тем, чтобы ребенок истово крестился и кланялся, как следует: где в пояс, а где до земли. Если вы, родители не будете дома заставлять детей ваших читать и молиться, то ученье грамоте будет для них бесполезно, хождение в школу почти напрасной тратой времени: они скоро все забудут и будут как бы не учившиеся грамоте. Как решето нельзя наполнить водой, так дитя нельзя научить грамоте настолько, чтобы оно могло бойко читать книги и помнить преподанное ему в школе, если родители не будут дома заставлять его повторять выученное в школе. А когда вы, родители, будете отдавать детей ваших в школу, то внушайте, чтобы они и там вели себя смирно, во всем слушались учителей своих; чтобы дети ваши почтительно кланялись, когда встретятся с учителем своим. Есть порок за некоторыми родителями – осуждать при детях учителей их. Ученик не должен знать даже о действительных пороках своего учителя, чтобы не потерять к нему уважения, а тем более не должно говорить при детях дурно о наставниках их по людской молве – да и детям не следует позволять говорить дурное об учителях, хотя бы они и заметили за ними что-либо такое.
Родители! Воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем: за это обещано вам воздаяние от Бога, ибо сказано, что мать спасается ради рожденных ею детей (1Тим.2:15). Конечно, и отец будет участником такого воздаяния, если он будет участником и воспитания рожденных от него детей.