Проповеди на праздники:


О воспитании детей (для простого народа). Беседа первая.

Три года детства Пресвятой Девы, протекших в крове родительском, на руках благочестивой матери, святой и праведной Анны, затем около двенадцати лет, проведенных Преблагословенной Отроковицей в Храме Иерусалимском на попечении благочестивых дев, под наблюдением священников Храма, при питании небесной пищей, под охранением Ангельским и благодатным осенением Святого Духа, дают нам в высшей степени поучительный пример того, что воспитание детей должно начинаться в семье, продолжаться и совершаться под руководством Церкви. Итак, приступаем, с помощью Божией, к разъяснению вопроса: как воспитывать детей в семье и в чем должно состоять это воспитание под покровом Церкви.

Воспитание детей состоит, конечно, не в том только, чтобы кормить, поить и одевать их, беречь их здоровье и жизнь. Этот долг знают и животные и исполняют его: они кормят своих детенышей и берегут их жизнь, а одевает их сама природа.

Важнейшую часть человека, отличающую его от животных, составляет богоподобная душа. О ней родители и должны заботиться более всего. Питая и одевая тела детей, родители должны питать и одевать и души их. Тело питается пищей, а душа – добрым учением, верой и благочестием. Тело украшается уборами, а душа – добрыми навыками: незлобием, простотой, богобоязненностью, покорностью родителям, почитанием старших и любовью к своим и чужим. Красота душевная несравнимо выше красоты телесной, и дело украшения души добродетелями гораздо труднее дела украшения тела одеждой. Не много труда стоит, чтобы сшить одежду для прикрытия тела, купить убор для головы или готовую одежду по последней модной выкройке. Но украсить душу чистотой, смирением, честностью – дело весьма трудное. Убранство души не покупается и золотом – оно приобретается многим умением и усилием, оно есть дар Божий.

Таковая забота об украшении души должна начаться с детского возраста. Выученное в детстве помнится до старости. Навыки, приобретенные в молодости, часто остаются на всю жизнь. Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения на ней картины, говорит святитель Димитрий Ростовский: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, – то и останется. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким правилам приучат его, с такими оно и будет жить (59). Белое полотно не изменяет того цвета краски, в какое было омочено сначала; сосуд не теряет того запаха, дурного или хорошего, которым он прежде питался, – таково и воспитание детей.

Как воспитывать детей?

Возьмите пример с садовника: как он поступает с посаженными деревьями? Он привязывает их к кольям, чтобы ветер не колебал их и не портил корней. Так и вы, родители, утверждайте детей в добрых правилах страхом Божиим. Внушайте им, что Бог все видит, все слышит, все знает: не только видит дело, но и знает мысль и судит намерение. Помня это, дети будут беречься от дурных поступков, не только явных, но и тайных.

Садовник обсекает с молодых деревьев гнилые или сухие ветви – так и родители должны поступать с детьми: как только станут обнаруживаться дурные склонности, тотчас нужно отсекать их. Если вы, родители, заметите, что ребенок ваш солгал, постарайтесь поскорее отучить его от этого порока, пока он не укоренился в нем. Заметите ли, что он обижает младших себя, упрямится, – постарайтесь скорее отучить его от этого. Матери, приучайте ваших младенцев слагать персты для крестного знамения как следует и сами, их же руками, ограждайте их, изображая на челе, груди и на плечах знамение креста и приучая таким образом их нежные пальцы и руки правильно творить на себе это спасительное знамение. Делайте это каждый день несколько раз, чтобы руки их сами собой приобрели этот добрый навык на всю жизнь. А когда дети будут подрастать, приучайте их самих молиться Богу и утром, и вечером, пред вкушением пищи и после вкушения. Постарайтесь, чтобы они исполняли это не спеша, как следует, не пред глазами только, но и заочно. Для этого и сами вы, родители, молитесь, подавая детям добрый пример. Дети больше учатся из примера, нежели со слов. Приучайте детей ваших к храму Божию. В младенчестве часто носите их в церковь для приобщения Святых Таин, а когда станут подрастать, водите их туда с собой, приучайте их стоять в храме благоговейно, не дозволяйте им там переходить с места на место, шалить или стоять, отвернувшись от икон. Научайте их, когда следует полагать поклоны с крестным знамением. Когда они возвратятся из церкви, спрашивайте, что они там слышали? О чем читано из Евангелия? О чем поучал священник? Приучайте детей почитать духовный и иноческий чин, принимать от священников благословение. Когда дети научатся грамоте, приучайте их каждый день читать Евангелие. Пусть они каждый день слушают о Христе или учение Христа, дабы в сердцах их напечатлелась память о Спасителе. Не дозволяйте детям читать пустые книги, сказки, повести о богатырях или о греховных похождениях героев повестей. От такого чтения дети развращаются. Оберегайте детей не только от заведомо худых товарищей, но и вообще от общества людей, неизвестных вам по образу их мыслей и поведению (60). Когда вы берете детей с собой в лес, где среди колодняка водятся змеи, то вы всячески бережете их, чтобы не ужалила змея. В обществе дурные люди суть своего рода подколодные змеи – берегите детей от смертельного жала злых людей: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33).

Впрочем, одного старанья родителей о воспитании детей недостаточно для полного успеха в деле. Нужна для этого еще и помощь Божия, ибо если Господь не созиждет дома душевного, напрасно трудятся строящие его (Пс.126:1): разве бо Того (то есть без Господа) ни деяние, ни слово совершается61. Поэтому родители должны усердно молиться, чтобы Господь помог им совершить великое дело воспитания детей во славу имени Его святого, а детям их даровал бы дух премудрости, дух страха Божия и отъял буесть (62) от сердец их.

Родители! Воспитывайте детей ваших в страхе Божием, в хранении заповедей Божиих. Приложите к этому все ваше старание. Не возлагайте этого дела на других: на школу, на учебное заведение, но сами трудитесь над ним. Сколько заботитесь о том, чтобы одевать и украшать тела ваших детей, столько же или еще более заботьтесь об украшении их душ добродетелями. Совершайте это дело с молитвой о помощи Божией. Только дети веры, молитвы, соединенной с трудом воспитания, бывали добрыми и благословенными детьми. Только из таких детей выходят те, которые могут сказать о себе: все это сохранил я от юности моей (Мф.19:20). 

***
59 Святитель Димитрий Ростовский писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, – доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам – богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его – с такими оно и будет жить». 

60 Толмачев И.В., протоиерей. Православное собеседовательное богословие, или практическая гомилетика: В 4 ч. Ч. 4. СПб., 1868–1877. – Прим. святителя Макария. 

61 Антифон 2-й на утрене, глас 7-й. 

62 Буесть (церк.-слав.) – нечестие.

Проповеди на праздники:

Наверх