О входящем и исходящем. В среду 7-й недели по Пятидесятнице
Однажды подошли к Иисусу Христу иерусалимские книжники и говорят: «Зачем ученики Твои преступают предания старцев? ибо не умывают рук своих. Когда едят хлеб…» Когда-то Бог избрал один единственный народ из среды других народов и хранил его, как хранят неразумных детей, чтобы не переняли злых навыков. Бог оградил его двойной стеной: стеной нравственного Закона и стеной внешнего ритуала, внешнего обособления и отличия от других. И всё это с единственной целью: чтобы Имя Божие хранилось в этом народе, и чтобы в своё время прозвучало для всех. Но иудеи не осознали главной цели своего избранничества. Зато у них очень сильно развилось чувство страха перед чужим, боязнь оскверниться от соприкосновения с внешним миром. И это до такой степени, что после общения с язычниками обязательно мыли руки. Но и всегда перед едой они это делали из страха оскверниться по неведению.
Но незаметно кончается детство. И приходит время лицом к лицу встать перед внешним миром. Тебя вдруг перестают водить за руку, и слышишь новые, «взрослые» слова. ты думал, что нечистота только вокруг тебя и всеми силами старался предохраниться от неё, а тебе вдруг говорят: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». И оказывается, те самые «злые помыслы», которые исходят из твоего сердца, и есть то, что поистине оскверняет тебя. Ты придумывал всякие отговорки от настоящего труда, ты придумал такую детскую игру, что «если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою». А тебе напомнили взрослые обязанности и взрослую ответственность: Бог заповедал: «почитай отца и мать» и «злословящий отца или мать смертью да умрёт»».
Труден переходный возраст и у человека, и у народа. даже и принявшие Христа иудеи не сразу осознали, что кончилось их детство. Апостолу Петру даже был специальный знак, был показан сходящий с неба «некоторый сосуд», полный нечистых животных, и когда он отказался их «заколоть и есть», сказано было: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:9–16). И только после этого Петр решился пойти в дом к неиудею Корнилию.
Только приняв Христа, этот народ мог стать взрослым, обрести силу стоять лицом к лицу с окружающим миром. Когда-то иудеям, вернувшимся из вавиловского плена, велено было отпустить иноплеменных жён как источник соблазна. Но теперь тем, кто возвращается из плена греха в новый, Горний Иерусалим, в Церковь Христову, говорится: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её». Так же и уверовавшая жена. Потому что теперь и верующий муж, и верующая жена способны освящать тех, кто живёт с ними. Да и все, принявшие Христа, обретают эту человеческую зрелость и силу. Поэтому «призван ли кто обрезанным, не скрывайся… рабом ли призван, не смущайся… каждый оставайся в том звании, в котором призван». Теперь «обрезание ничто, и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих», то есть во взрослой, активной жизни с ясным знанием поставленной цели.
Затянувшееся детство ненормально, а впадение в детство тяжкая болезнь, от которой да сохранит нас Бог. Тяжело видеть среди нас признаки этой болезни. Вот, например, иные считают, что после причастия нельзя никому давать, в том числе и милостыню, а то, дескать, растеряешь всю благодать. А между тем, заповедь Божия гласит: «просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). И не безумие ли – думать, что Господь лишит благодати того, кто окажет Ему послушание?.. Ибо «все – в соблюдении заповедей Божиих». И если ты ревнуешь об этом, то никакое общение с кем бы то ни было, ни неверующий муж, ни неверующая жена – не может тебя осквернить. Любая нечистота, любая злая воля сквозь тебя, если только ты сам не выйдешь из своего сердца ей навстречу, движимый или влечением к ней, или чрезмерным страхом пред ней, или даже просто праздным любопытством.