О веселой благотворительности

О веселой благотворительности

С падением веры упала ныне и жизнь добродетельная, понизилась и доброта, и отзывчивость человеческая. Это непременно и всегда так бывает. И напрасно люди века сего думают создать жизнь хорошую помимо веры. Напрасно они надеются и других уверяют, что пришел конец вере, что настоящая нравственность должна быть самостоятельна и независима от веры, что необходимо создать такие порядки и законы, чтобы они не давали возможности усиливаться злу, чтобы, напротив, добро при их помощи все усиливалось. Пустые это надежды и несбыточные уверения. Действительность постоянно говорит совершенно обратное. Там, где забывают или даже и презирают небо, – там непременно и на земле водворяется и усиливается зло, а добро улетает именно на то небо, о котором люди всего меньше начинают думать и заботиться.

Так это и теперь мы видим. Всякий скажет, что доброе дело – оказать приют, пристанище бесприютным и голодным детям, волею судьбы выброшенным из жизни и почти обреченным на погибель. Следовательно, у всякого человека должно бы это доброе дело вызывать не только на словах, но и на деле отзывчивость и помощь. В действительности же это совсем не так оказывается. В нашем городе есть доброе «Попечительное о бедных Общество», многим несчастным и бесприютным дающее пристанище и прочее необходимое для существования. Все, конечно, понимают, что если это Общество не даст таковым пристанища, то ведь им угрожает неминуемая гибель, а прежде того от таковых отбросов много может быть беды и для всех мирных граждан, ибо голод и заброшенность на многие преступления могут натолкнуть человека несчастного и отверженного. Это, кажется, должно бы располагать сердца человеческие к отзывчивости, к принесению пожертвований на добрую деятельность «Попечительного о бедных Общества».

Однако этого мы и не видим. На деле оказывается, что приток пожертвований на «Общество» становится все меньше и меньше, тогда как число призреваемых становится все больше и больше соответственно общему обеднению народа за последнее время. Никакие призывы «Общества» к пожертвованиям не тревожат имеющих средства людей: они сами сыты и довольны, а до чужого горя и голода им мало дела. Так упала жизнь и так охладели человеческие сердца.

Но жизнь не терпит такого бессердечия людского. И вот добрым руководителям «Общества» в силу необходимости приходится измышлять новые средства к тому, чтобы привлечь жертвователей на нужды «Общества». Сегодня и устраивается народное гулянье с лотереей аллегри в пользу «Попечительного о бедных Общества». Не странно ли: к жертвам в пользу несчастных и бесприютных, чужим куском хлеба утирающих горючие слезы, приходится призывать увеселением, забавой, музыкой, предлагать и выигрыш вещей счастливцам. И находятся люди, которые готовы и плясать для хромоногих, и объедаться для голодных... Серьезный вопрос о жизни и смерти решается весьма весело и презабавно. И вот сейчас, когда вы собрались у Образа Пречистой Богородицы, умиленно воспевая Ее, «нечаянную радость верным дарующую», – там, в городском саду, в гораздо большем числе собрались люди па гулянье, на веселье, побросав все в своих домах – и детей, и хозяйство и, во всяком случае, меньше всего помышляя о своей душе, призванной к вечности высокой, а не забавной. Не устроителей такого благотворительного гулянья осуждаю: их нужда заставляет делать это, ибо нужно бедных обуть-одеть, а пожертвований нет. Вот и приходится изощряться в изыскании средств. Нет, обвиняю тех, кто падки на такие развлечения и горе ближних могут без раздумья использовать для своей забавы, слезами несчастных тешить свою веселенькую душу.

Вот таким-то веселым благотворителям и передайте вы, усердные воспеватели радующей Владычицы; передайте, как умеете, жалея их и желая им душевного спасения, – передайте им, что не для того Кровь Свою на Кресте проливал Спаситель, чтобы мы веселились. Очевидно, не до веселья и смеха дошло дело, если Сам Сын Божий на Кресте страждет и в мучениях дух Свой Отцу предает. Нет, грехи наши возвели Его на Крест, грехи наши источили Кровь из Его пречистых жил. Для того, чтобы нас, от Бога ушедших, возвратить к Богу, чтобы нас, к земле поникших, в вечность привести, – вот для чего было такое великое и страшное домостроительство на Голгофе. Да, воистину цена всего мира не может сравняться с ценой одного человека, Кровию Христовою искупленного. А посему может ли серьезно думающий о своем исходе отсюда чрез смерть телесную человек и горе, и беду ближнего употреблять себе же в повод к веселью? Нет, это может сделать только легкомысленный человек, который ни о чем не думает серьезно.

Затем скажите таковым: на кого же вы оставили дома своих детей? Или и их вы потащили с собою на гулянье, чтобы они с детства привыкали к веселью и даже в счет горя несчастных? И привыкнут они с детства только веселья искать в жизни. А если жизнь этого не дает, то и пулю в лоб или искать всяких путей к удовольствиям, хотя бы это и были пути разврата и преступления. Не отсюда ли такое множество разочарованных в жизни, так легко рассчитывающихся с нею? Не хотите ли и вы своих детей сделать такими же несчастными и разочарованными, ибо жизнь ведь не одни розы, но и шипы предъявляет человеку на жизненном пути?

Или вы своих детей оставили дома на нянек и мамок? И хорошо еще, если на них, ибо иногда и чужие люди на чужих детей внимания больше обращают, чем родные матери на своих детей. Но что, если и таких-то нянек и мамок не осталось с вашими детьми, а они остались сами по себе, – и вот вы веселитесь и смеетесь в саду на гулянии, а дети ваши там, дома – тоже забавляются и балуются, как умеют, вместе с другими и научаются одни от других всяким худым навыкам, а потом и растут в озорников, своенравных. Так губите вы своих детей, весело забавляясь на счет человеческого горя и бесприютности. Вот плоды в вашей же собственной семье от этой, жалости и осуждения достойной, веселой благотворительности.

Много лучше вы поступили бы, если бы вместо того пришли сюда к образу Владычицы, воспели бы Ее – «нечаянную радость верным дарующую», чтобы и вам Она воздала от своей материнской любви. Ибо Она непрестанно ходатайствует о нас грешных пред Сыном Своим и Богом Спасом нашим, только бы мы просили Ее ходатайства. Здесь вы выслушали бы и душеполезное себе назидание, о чем вы и заботы доселе мало имели. С ним вы пошли бы в дом свой радуясь, чтобы это и в жизнь провести, этому и детей своих научить. Те же лепты, которые вы теперь выбросили на гулянии в пользу бедных, вы могли бы с большею пользою передать на тех же бедных и в то же «Попечительное о бедных Общество». Так вы и себе не принесли бы душевного вреда, и детей ваших не развратили бы, и несомненную пользу принесли бы несчастным бедным своей жертвой посильной.

Так скажите таким вашим веселящимся родным и знакомым. Скажите, что архиерей в церкви не благословляет их на такое веселое благотворение; тем более не благословит Господь, снова Кровь Свою источающий ради наших человеческих грехов, как поется в акафисте Владычице – «Нечаянной Радости». Скажите им это от любящего вашего сердца, но и дерзновенно, ибо нужно любить ближнего не поддельной любовью и желать ему того спасения, которое для нас Господь устроил на веки. И эта ваша попечительность о ближних будет устроять на земле Царствие Божие и всех нас уготовлять к вечной жизни. И как тогда процветет и та самая благотворительность, в пользу которой теперь приходится вот такими развлечениями изыскивать средства, только бы не обречь на голодную смерть несчастных! Ибо тогда, как у первых христиан, у всех будет одно сердце и одна душа и все друг о друге будут помышлять и один другому помогать.

Вы же, христолюбцы, и впредь усердствуйте к делу Божию, чтобы милость Царицы Небесной была с вами от Господа Спаса всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Наверх