О вечных мучениях грешников
Некоторые говорят, что вечных мук не будет и что Господь угрожает ими лишь для того, чтобы в грешников страх вселить. Но так ли все это на самом деле?
Св. Златоуст говорит: «Некоторые из грехолюбцев говорят, что вечных мук не будет. Таковые с еретиками осудятся... Что вечные муки будут, то показал Господь, наказывая грешников еще и в сей жизни. Так, за грехи свои мы принимаем наказание и ныне: или несчастная для нас война бывает, или пожар, или голод, или падеж скота, или смерть посещает наши семьи, или от болезней мы страдаем. Все это и ныне приходит к нам за наши грехи. Кроме указанного, бывает, и огонь нас попаляет, и вода потопляет, и гром и молния поражают... И это в сей жизни... А в будущей – мука вечная грешников ожидает. И веруйте, братие, что подлинно мука вечная ждет грешников. Спроси жидов и еретиков и, наконец, самих бесов, и они скажут тебе единогласно, что есть суд и мука и воздаяние каждому по делам его и что грешников Бог наказывает, а праведников венчает славою. Так уверь же свою душу и научи ее не выдумывать ложных учений. Адам до греха не испытывал мучений и не слышал о них. А мы тысячу раз слышали о них и все-таки вот веры не имеем. Мы слышали о братоубийце – Каине, о том, как погиб род человеческий ради скверных грехов, о гибели Содома и Гоморры. Но слышали также, что Ной за свою праведность избавлен был от потопа, а Лот от огня. Значит, вы должны были убедиться, что Бог правосуден и праведников хранит, а нечестивых наказывает. Да и здесь, на земле, вы видите, что злодеи не остаются без наказания. О, братие, веруйте истинно, что есть грешным мука, и пусть пример Содомлян напоминает вам ее.
Итак, братие, несомненно, что вечные муки для грешников будут и грешникам их не избежать. И эти муки будут ужасны. «Это будет, – говорит один из учителей церковных, – мучительнейшее ощущение пустоты и томления в сердце и чувство нестерпимой жажды без надежды утолить ее; это будет еще горькое воспоминание о прошедшей жизни, ясное и безотрадное представление своих грехов, которые явятся тогда пред сознанием во всей отвратительной наготе своей и безобразии, ужасные упреки совести и мучительнейшее, впрочем, бесполезное сожаление о потерянном времени и средствах к приобретению блаженной вечности и, наконец, тяжкое чувство гнева Божия. Сие-то все, конечно, составит того неусыпаемого червя, который, по слову Писания, будет точить тогда сердца грешников (Мар. 9, 44–46). Составит ту скорбь и тесноту, которые, по слову Апостола, ожидают творящих злое (Рим. 2, 9) и будут причиною того горького плача и скрежета зубов, о которых часто говорится в Евангелии (Мф. 22, 13)» (Богословие, Антония, стр. 269–270).
О, Господи, избави нас вечных мук и огня геенского; о, Господи, в покаянии приими нас, даждь нам помысел исповедания грехов наших и всели в нас корень благих, страх Твой в сердца наши! Аминь.