О труде и молитве
Дорогие братия и сестры! Когда мы вспоминаем библейские заветы: «В поте лица... есть хлеб свой» и «непрестанно молиться», тогда видим, что жизнь земная есть сочетание труда и молитвы.
Сам Господь Спаситель в пору своей назаретской жизни помогал праведному Иосифу Обручнику в его столярных и древодельных работах. Святой апостол Петр уже по призвании на апостольское служение продолжал, как читаем в Евангелии, от рыболовства добывать средства пропитания. Апостол Павел во время миссионерских путешествий не оставлял собственного ремесла, делая палатки и ковры. Апостол Лука в апостольстве известен был среди христиан по-прежнему как врач и живописец. В своей жизни каждый из нас также несет свой обязательный общественный труд, к которому присоединяются домашние заботы. Дома, по окончании работы в учреждениях и предприятиях, необходимо за всем приглядеть, все нужное к жизни найти, все аккуратно взвесить и поддержать домашний порядок и уют.
При названных делах и заботах христианский долг – беречь религиозное воодушевление, потому что мы призваны вечно жить с Богом, зреть Его лицом к лицу, и могила есть только место хранения оболочки души – тела, душа же умершего воспаряет к Богу.
Чтобы в нас не гасла искра живого отношения к Богу, мы, как только улягутся земные заботы, в сумерках вечера, прежде чем спать, взыщем себе душевного покоя и отдых в горячей вечерней молитве.
Вечерние молитвы теплят и усиливают бодрое религиозное настроение, благодатно подкрепляют дух и просветляют его пребыванием во Христе или в невидимом общении с Ним. Вечерние молитвы напоминают, что земная жизнь есть многотрудное путешествие ко Христу Спасителю и что сон есть образ смерти. Здесь мы черпаем побуждение чутко относиться к наступлению ночных часов, представлять себе, что спящие на ложе похожи на почивающих в могильной колыбели.
Погрузим же тогда молитвою ум свой в вечность и сердцем воспросим от Бога прощения своих грехов и благословение нашего сна. Как только встаем ото сна утром, поспешим снова пасть ниц пред Богом, как и Господь Спаситель учил: «Ты же, встав, умой лицо твое и помолись Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой... воздаст тебе яве".
Беседа с Господом через утреннюю молитву помогает свято нести днем великую нашу тяготу жизни, учит влагать в труд теплоту святого настроения и все мелочи дел насыщать благоугождением святых чувств любви к Богу.
Сердечная молитва к Богу утром как-то расширяет сердце, оживляет, бодрит теплотой религии. С благословением Божиим отрадно жить и не покладая рук трудиться.
Вот начали работать. И днем во время работы нам снова нужен Господь с Его помощью. В двери Его милосердия всегда можно и необходимо стучаться при любой дневной нужде. Вдруг начинает тяготить тебя какая-либо печаль, ты мгновенно скажи мысленно господу: «Господи, я в горе!» – и тебе будет легче. Страсти ли будут беспокоить, гнев ли, раздражение обуревать, воскликни: «Господи, я горю. Мне тесно в сердце!» – и влечение, истома греха ослабнут в тебе.
Так как человек изменчив, то молитвенный стук в двери Божии должен быть при каждой перемене настроения. И для простого, и для образованного человека научиться и привыкнуть взывать к Богу сердечно – значит иметь твердую основу душевного спасения.
О святителе Иоасафе, епископе Белгородском, передают, что келейник всегда заставал его перед утреней уже на молитве, а вечером – молящимся в глубокое полуночное время.
У Преподобного Сергия от горения души любовью к Богу и полночь всегда превращалась в часы бодрой сердечной беседы с Богом.
Пусть же лампада и нашего духа всегда горит огнем молитвы, а елеем, поддерживающим ее горение, да будут утренние, дневные и вечерние наши молитвы к Богу. Аминь.