О трех сторонах правды. В субботу 2-й недели по Пятидесятнице
Все мы много говорим о правде: требуем правды, ищем ее, боремся за нее, вздыхаем по ней. Но когда наши искания сталкиваются, оказывается, что у одного правда одна, у другого другая. Шли, казалось бы, к одной цели и вдруг оказались непримиримыми врагами. Значит, или не искали правду, или нашли вовсе не ее…
Сегодня посланец Божественной правды как раз возвещает нам о ней: «Ныне, – пишет Апостол – явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки». Правда эта одна «во всех и на всех». И, во-первых, она в том, что правых среди нас нет, что «все согрешили и лишены правды Божией». И если даже народ, получивший от Самого Бога самый справедливый закон, не спасался, а только обличался этим законом, – то уж конечно «заграждаются всякие уста», и весь мир становится «виновен перед Богом». А тому, кто хотел бы выделиться из всего подсудного человечества и стать судьей. Господь показывает его сугубую подсудность: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему» «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». Но как вынуть это проклятое бревно, как, наконец, стать правым перед Богом?..
Но пока мы размышляли, с какой стороны начать, мы вдруг услышали неожиданную весть: оказывается, Господь уже объявил всех нас оправданными и призывает только прийти и получить это «оправдание даром, по благодати Его»! это – вторая сторона правды. И она показалась бы совершенно невероятной, если бы Апостол не открыл нам и третьей стороны правды: оказывается, получаем мы свое оправдание хотя и даром, но, тем не менее, «искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» … Вот откуда взялась наша дармовщина! – Оказывается, платить-то все равно надо, – просто за нас уже заплачено. Вообще всегда удивительно узнать, что кто-то ни с того ни с сего за тебя заплатил; но узнать, что за грешную жизнь заплачено жизнью Единого Безгрешного – это каково?! Причем, плата эта совершенно достаточна и для прощения «грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, и открыта для всех, приходящих к Нему «в настоящее время».
Вот перед нами правда, и другой нет и не может быть. Вот три факта: твоя вина, твое прощение; и цена, заплаченная за тебя. Эту правду надо принять, усвоить, и жить, исходя из нее. Эту правду надо принять, усвоить, и жить, исходя из тебя. Эта правда была, есть и будет, независимо от того, хочешь ты этого или не хочешь. Но если ты примешь ее, она и будет твоей правдой, правдой твоего спасения. Иными словами, она действует только «во всех и на всех верующих»; потому что жертва Христова, совершенная две тысячи лет назад, ныне для нас открывается только «через веру», и благодать прощения и усыновления сходит только на «верующего в Иисуса».
Вот правда Божия. Мы думаем, что она за тридевять земель, а она всегда рядом с нами, мы часто ищем ее, чтобы защититься от других, а она вдруг оказывается против нас. Мы порой перестаем верить в нее, а она вдруг непобедимо вторгается в нашу жизнь.
Будем же искать ее бескорыстно, имея решимость смиренно войти в нее; будем готовы и грехи свои признать, и сораспяться Христу, и смиренно получить, как получают нищие, даром, не имея никакой надежды когда-нибудь гордо и с достоинством отдать долг.