О том, как надобно поступать для того, чтобы научиться презирать суету мира и приблизиться к Богу
Если внимательнее присмотримся мы к самим себе и к людям, нас окружающим, мы увидим, что большая часть из нас погрязла в суетах мира и глубоко и далеко отпала от Бога. И удивительное дело! Знаем, что есть Бог, есть будущая жизнь, есть воздаяние по смерти, а что делаем, как живем? Как будто и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего не было, нет и не будет. Хорошо ли это? Нет, очень худо. Придет смерть, наступит суд Божий, вот тогда только мы и будем говорить: зачем я так делал, зачем я так жил? Но тогда уж будет поздно, ибо после смерти покаяния нет. Поэтому нужно нам, братие, заранее приучать мысль свою отвыкать от того, что рано или поздно должно будет оставить навсегда, возноситься туда, где должны будем жить целую вечность. Да, именно так. Но, однако, слыша это, конечно, может быть, некоторые и пожелают спросить: как же достигнуть сего? И что нужно делать, чтобы бросить суету мира и приблизиться к Богу? Ответ на это спрашивающим пусть вместо нас даст Великий учитель святый Златоуст.
Отречемся, говорит он, от самих себя и от своей воли и последуем Богу. Что нам в жизни сей? Посмотрите на житейское море, какая на нем буря и какие оно воздымает волны. Сколько в нем людей утонуло, сколько в нем беззаконий, сколько грехов, сколько бед и слез! Сколько зла в городах, сколько в домах, сколько на торжищах! И сила и помощь человека ничего тут не могут сделать. Да вообще и сам человек не страшится ли всего? Рождение его болезнь, смерть ему страшна, а что будет по смерти, то еще страшнее.
Очнись же, христианин, и представляй себе чаще то, что скоро оставишь ты все видимое: и небо, и землю, и людей, и дела их. Представляй себе свое ничтожество и что здесь и малая скорбь возмущает тебя, и ничтожная болезнь тяготит, а иногда и одно слово, сказанное тебе, приводит тебя в трепет.
Неужели после сего не омерзело тебе житие твое?
Представляй же себе и то, что ты должен переселиться отсюда и во вратах небесных устроить жилище свое и в оном вечно пребывать. А представляя себе все это, молись Богу, чтобы Он отверз тебе двери милосердия Своего. Преклоняй колена пред Ним и возносись душою твоею на небо... Помышляй о грехах твоих и о том, что должен будешь отдать в них отчет пред Богом. Думай, что ты человек смертный, и болезненный, и страстный, и оскверненный грехами, и нечистый; что житие твое в мире сем есть житие печальное и бед исполненное, что оно многих погубило, мудрых и немудрых, богатых и нищих... Представляй себе, что здесь ты борешься со львом и змеем день и ночь. Помышляй, что множество умерших людей, не имевших при жизни в сердце страха Божия, теперь страдают в преисподних земли и бесполезно раскаиваются в своих грехах. Припоминай, что и ты скоро умрешь и предстанешь на суд Божий... А затем, пока еще не ушло время, чаще взывай ко Господу: «согреших, Господи, помилуй мя».
Итак, вот что, по слову св. Златоуста, нужно делать, чтобы оставить суету мира и приблизиться к Богу: нужно, как видите, отречься от самих себя, т.е. от своей воли, размышлять о превратностях настоящей сей временной жизни, о своем недостоинстве, о смерти, о суде Божием, о том, что отечество наше на Небесах есть, и молиться Богу, чтобы Он отверз нам двери Своего милосердия. И вот, скажем в заключение, как учит нас поступать вселенский учитель, так и будем поступать. А когда будем поступать так, тогда сделаются нам противными удовольствия мирские, нам станет присущею благодать Божия, мы научимся, при помощи ее, жить в Боге с простотою детскою и навсегда предадимся Господу, Который печется о нас более, нежели мы сами. Аминь.