О том, что нужно для того, чтобы встречать смерть не с ужасом, а с радостью
Когда мы приближаемся к смерти, то большею частью встречаем ее с ужасом, а не с радостью. Почему так? Да потому, что тогда нам становится отовсюду тесно. Оглянемся назад, там встречают нас неоплаченный грех и непрощенное зло; устремим взор свой вперед, там сретаем Бога, Судью нелицеприятного, блаженство вечное, которое утрачено нами за временную греха сладость и муки адские, готовые поглотить нас на веки. Проще: мы потому ужасаемся смерти, что мы грешники. Будь мы праведниками, тогда было бы дело другое. Мы встречали бы смерть не с ужасом, а с радостью.
Жили во времена гонений две родственницы-девы, Марфа и Мария. Они постоянно молились Богу, и единственным желанием их было – принять венец мученический за Христа. Однажды, когда воевода царский проходил мимо дома их, они, увидев его, воскликнули: «мы – христианки!» Воевода со своими слугами остановился. Девы же паки возопили: «Мы – христианки!» На это воевода ответил им: «Так как вы юны, то я прощаю вас, ступайте к себе, смерти я не предам вас». Тогда Марфа сказала: «О, воевода, смерть за Христа не есть смерть, а есть жизнь вечная!» Мария сказала то же; то же еще сказал и бывший там молодой инок Карион. Воевода тут уже разгневался и приказал повесить их на трех крестах. Повеление было исполнено. Так как в то время у мучителей был обычай через некоторое время страданий казнимых на крестах отсекать им головы, то Мария, видя приближение этого последнего страдания, сказала исполнителю казни: «Потерпи немного на нас и дай нам возслать последние песнопения наши к Богу». Исполнитель казни согласился. Тогда с крестов послышался голос: К Тебе возвели мы очи свои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее; так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас (Псал. 122, 1–4). По окончании пения Марфа сказала: «Если кто из братьев наших хочет проститься с нами, пусть придет и простится, а то скоро мы будем в Иерусалиме небесном.» Собравшиеся христиане простились со страдальцами, затем исполнитель казни отсек им главы и они, сказано, «предаша в руце Господеви души своя с веселием.»
Смотрите же: значит, смерть вышеупомянутым святым была не страшна, когда они сами искали ее: значит, смерть для них была вожделенна, когда они называли ее не смертью, а жизнью вечною. Значит, смерть для них была радостна, когда, как сказано, после ужасных страданий от пригвождения ко кресту они предали души свои Господу с веселием. Да, подлинно смерть была для них не страшна, ибо они исполнены были святости и, так сказать, дышали ею. И этот пример спокойного, радостного отношения к смерти у святых не единственный. Послушайте, что еще говорит про себя святый Апостол Павел: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1, 21, 23). Так вот как, братья, святые смотрели на смерть; так она для них была радостна! Будет и для нас она таковою же, если мы в жизни потецем вслед их. Будем подражать святым, будем отставать от грехов, будем омывать их слезами покаяния, будем жить в Боге и для Бога, и тогда и мы при смерти примем дерзновение и воскликнем вместе с Давидом: аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4). Аминь.