Проповеди на праздники:


О тайне благочестия и милосердия. 2000 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Сегодня у нас праздник Божией Матери в честь Ее образа «Знамение». Знамение милости Божией. Сама икона изображает тайну Рождества Христова — с нами Бог. 

И если с нами Бог, тогда нам ничего не страшно. Тогда какими бы скорбными ни были обстоятельства у народа, у Церкви, у каждого из нас лично, мы победили. Все скорби, все испытания означают только вхождение наше в победу Господню, в радость Господа нашего. Но путь к этой победе проходит через скорби, потому что человек потерял Бога и, чтобы Бог снова был с человеком, надо приобщиться тому крестному пути, который Господь прошел ради нас, став человеком.

Мы сегодня слышим в Евангелии об исцелении в течение восемнадцати лет связанной сатаной женщины, которую Господь встретил в синагоге. Сам Христос говорит, что сатана связал ее. Она согнута к земле в три погибели. Она как животное, смотрит  в землю и не может поднять глаз, чтобы увидеть лицо человеческое, чтобы увидеть просто небо. 

Вот грехопадение человека. Сатана обещал Адаму и Еве, что они будут как боги — и человек становится как животное. «Человек в чести сый и не уразуме, — говорит нам псалом, — уподобися скотом несмысленным и приложися им» (Пс. 48, 13). Вот цена обещания диавола человеку. Иногда Господь показывает это нам так, что мы не можем не содрогнуться. В событиях ли каких-то, на наших глазах происходящих. Или как сейчас в этой женщине, видя которую одни с ужасом отворачивались, потому что невозможно такое видеть — а другие, привыкая ее видеть, переставали ее как-либо воспринимать. Она уже не была для них как человек. 

Святые отцы говорят нам, что равнодушие и жестокость по отношению к уродству человека не менее чудовищно, чем само уродство. Но Человеколюбец Господь, исполненный сострадания к роду человеческому, ко всем нам, согнутым к земле, увидел и в этой женщине душу, сотворенную Богом, чадо Авраамово.

Она чадо Авраамово, потому что несмотря на немощь свою — ходить-то не может уже — приходит в дом Божий, чтобы участвовать в богослужении. Другие здоровые, сил полны, а что-то не видно, чтобы они так устремлялись в храм. Она чадо Авраамово, потому что, исцелившись, прославляет Бога. Даже не Человека Христа благодарит, а прежде всего Бога. Она еще не знает, что это Бог перед ней. И за это уже приоткрывается ей тайна воплощения Божия, тайна милосердия Божия, тайна пришествия в мир наш Спасителя. 

Что же происходит с народом Божиим, который видит это величайшее чудо? Начальник синагоги, учитель верующих людей возмущен до глубины души. Чем он возмущен? Тем, что исцеление совершилось в субботу. Свет Господень просиял так ясно, так сильно, что ослепил ему зрение. У него не хватает смелости взглянуть на Христа, но тем не менее он обличает Его, обращаясь к народу. «Есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться» — говорит он, ссылаясь на закон, данный Богом.  

Смотрите, с какой легкостью он говорит о чуде, совершенном Христом — как будто проще простого исцелить такую болезнь. Каждый день приходите исцеляться, в любой день, какая бы у вас ни была болезнь, только не в субботу, только не в святой день. Чудеса исцеления в его глазах — ничего не значащее, обыкновенно дело. В то время как совершенно очевидно, что совершилось дело Божие, Сам Бог совершил великое дело.  

И разве Бог, когда дал заповедь о почитании праздников, имел в виду, чтобы в них не было присутствия Божия? На языке Священного Писания благочестие и милосердие выражаются одним и тем же словом. И это значит, что дела милосердия и любви — это и есть дела благочестия.  

Сегодняшнее Евангелие — об этой тайне благочестия и милосердия, о том, что одно неотделимо от другого. Милосердие — то последнее качество, которое должно остаться в человеке, если он хочет еще остаться человеком, то последнее испытание, которое будет проходить человек на последнем и Страшном Суде. Невозможно научиться милосердию — самому главному, что есть в мире, что делает человека человеком — без благочестия, без молитвы, без почитания праздников, установленных Богом.

Посмотрите на Самого Спасителя. Хотя Он молился в пустыне, в уединении проводил целые ночи в молитве — тем не менее, Он нe оставляет общей молитвы. Приходит в синагогу, в Иерусалимский храм и молится с верующим народом. Ему это совершенно не было нужно, но Он делал это из смирения для нашего научения, для того, чтобы мы увидели, как нам достигнуть самого главного. 

Но истинное благочестие, как говорит нам Священное Писание, заключается в том, чтобы хранить себя неоскверненным от мира и призирать вдов и сирот в их скорбях (Иак. 1, 27). Обратите внимание на эти слова  Апостола. И то, и другое сказано про все времена — про наше время как никакое другое.

Сегодня, среди небывалого, неслыханного растления, кто хочет быть благочестивым, тот должен сохранить себя неоскверненным от этого мира и тот должен научиться милосердию, призирать вдов и сирот. У нас два миллиона бездомных детей, по официальной статистике. A сколько миллионов детей растлеваются, можно сказать, самим сатаной, который еще в детстве хочет связать их души, чтобы они никогда уже не смогли выпрямиться к Богу!

Тайна милосердия — снова и снова будем для себя повторять — это тайна человека. Мы все знаем слова, которые Господь говорит: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). A в другом Евангелии Он говорит: «Будьте совершенны, как Отец Небесный совершен» (Мф. 5, 48).

То есть получается, что милосердие — это не просто последний предел, благодаря которому человек еще может остаться человеком, но это совершенство человека, которое делает ero подобным Самому Богу. Быть нам как Богу, быть как Бог — Его святость предлагается мне, грешнику. И это будет моим вечным блаженством — таким же блаженством, какое есть у Бога. Если мы знаем, что такое благодать Духа Святого хоть в самой малой степени, то мы понимаем, почему Господь говорит: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут» (Мф. 5, 7). И у Бога научается такой человек быт милостивым как Бог по отношению ко всем людям.  

Милосердие должно быть Божественным, или его не будет. Невозможное требование предлагает нам Господь, не так ли? Кто может спастись, если такова высота спасения? И однако то, что Бог требует, Бог Сам дает нам, чтобы нам было, что давать другим. Где искать нам милосердия Божия, если не у Бога!  

И Господь всегда спешит на помощь туда, где нужда. И чем больше нужда, чем больше скорбь у человека, тем ближе к нему Господь. В чем наше благочестие заключается, что значит призывание Его имени, если мы не научаемся этой тайне, если мы не идем с Ним к тем людям, которые в нужде и в скорби?  

К самым оставленным, к самым скорбным прежде всего спешит Господь. Когда Он проходит через Иерихон, через Сихарь или Капернаум, где Он останавливается прежде всего? У кого, перед какими людьми? Прежде всего у тех кто безымянный, бездомный, у тех, кто отвергнуты всеми. Вот этих людей Он предпочитает другим, как эту согнутую к земле женщину. С этими людьми прежде всего Он хочет соединиться любой ценой, а цена оказывается очень велика. И Он хочет, чтобы они стали самыми близкими для нас. 

Господь доверяет его тебе как твоего друга. И Он говорит, чтобы мы приглашали таких всегда на свой личный праздник (Лк. 14, 12—13).  Для чего? Для того, чтобы и мы были приняты Им, Самим Господом‚ вместе с этими людьми. Почему их выделяет Господь? потому что они, говорит Он, не имеют, чем вам воздать. Но Сам Бог дает за них все, как если бы мы Ему Самому лично совершили это дело милосердия. Он дает всего Себя, всю Свою благодать, все Свое милосердие, и нам открывается эта тайна Христова. 

Будем размышлять об этом в течение всего Рождественского поста, в течение всей нашей жизни. О том, что есть тайна воплощения Божия, что такое быть христианином. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что вера без дел мертва, точно так же как дела без веры. Самое страшное на свете — отделить дела благочестия и молитвы от дел милосердия. Когда это происходит, тогда сатана, который связал эту несчастную женщину, связывает отделяющего одно от другого начальника синагоги.

И тогда мы видим, что ревность его не по Боге, не ради того, чтобы соблюдать установления, Богом данные. Это иная, темная ревность, которая называется завистью, и из которой рождается злоба. И по которой Христос, из-за того, что происходит разделение благочестия и милосердия, осуждается на смерть первосвященниками и книжниками-богословами. И из-за этого разделения раскроется и раскрывается уже в Церкви самой «тайна беззакония», когда, по слову святителя Феофана Затворника, будет только внешняя видимость. Все соблюдено как будто бы — даже все догматы, все уставы, все каноны, все богослужения, все посты — а внутри полная пустота, потому что происходит это разделение. И явится из этой пустоты самая страшная тьма — «человек беззакония», антихрист. 

Не человек милосердия, а человек самой великой жестокости, какая только может быть. Будем молиться Господу, чтобы мы понимали, что богослужение, молитва — это строительный материал, без которого мы ничего не можем построить. Но из одного и того же кирпича можно построить прекрасный дворец — тем более, как говорит святитель Феофан, когда строителем и архитектором его является Сам Бог. И из того же самого кирпича можно построить тюрьму, тем более если строителем и архитектором ее является сам сатана. 

Тайна милосердия и благочестия присутствует, говорит нам Святая Церковь, в самой тайне творения, потому что из любви Своей Господь захотел сотворить другой мир, другое разумное создание, которое могло бы участвовать в Его милосердии, в Его Божественной любви. 

Тайна милосердия низвела Бога с небес на нашу грешную землю, на землю, где мы согнуты грехом, с тем чтобы мы выпрямились и увидели, в чем заключается наша жизнь. Тайна милосердия и благочестия едина там, где Крест Христов, и там, где Его Воскресение.

И единственное, что может по-настоящему исцелить человека от любой его неисцельной болезни — это доброта‚ милосердие. И только она является силой, побеждающей самую смерть. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх