О святом Причащении: как Христос может нам дать Плоть Свою.
Некоторые иудеи, видя и слыша о великих чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, выразили желание, чтобы Господь сотворил пред ними знамение, подобное тому, какое показал Моисей народу иудейскому, дав ему манну с неба. Господь сказал им на это, что эту манну дал им не Моисей, а Отец Небесный, что та манна ядущих ее не делала бессмертными, ибо все питающиеся таковой умирали. А теперь Отец Небесный дает им иной хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру. Ядущий этот хлеб не умрет, как умерли съевшие манну. Иудеи сказали на это: Господи! подавай нам всегда такой хлеб (Ин.6:34). Господь сказал им: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя (Ин.6:51). Тогда иудеи сказали: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин.6:52). Господь не разъяснил им этого, ибо не пришло для этого время и они не способны были принять слова Его, но только еще более подтвердил сказанные Им слова о необходимости для всех вкушать этот хлеб жизни. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, – говорил Он, – то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).
Братия христиане!
Эти слова Господа о Пречистом Теле и Крови Его нужно помнить всякому христианину, а особенно они благопотребны для людей нашего времени. Ибо и среди нас есть христиане, которые, подобно иудеям, готовы вопросить: как Христос может нам дать Плоть Свою? Он на небесах, и мы не видим, чтобы Он Сам давал с неба вкушать Тело и Кровь Свою. Когда Он Сам был с апостолами, тогда Сам и подал им святое Причащение под видом хлеба и вина, которые Он силен был претворить в Свое Тело и Кровь, – а теперь Его Самого нет, Таинство совершают люди, может быть недостойные. Как увериться в том, что действительно под видом хлеба ныне преподается Тело Христово, а под видом вина – истинная Кровь Его?
Попытаемся разъяснить это, сколько возможно. Приобщение Тела и Крови Христовой есть Таинство. Таинство потому так называется, что оно – тайна, умом человеческим непостигаемая, но восприемлемая верой. Таинство Причащения есть одно из тех семи Таинств, через которые верующим подается благодать. Как совершается Таинство Тела и Крови Христовой, то есть как прелагается хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христову, – это постигнуть невозможно. Но что это действительно так бывает; то в этом невозможно сомневаться тому, кто верует во Христа и верит слову Его.
Все Таинства в Церкви установлены Самим Господом. Власть совершать Таинства и подавать спасительную благодать получили сперва святые апостолы от Самого Господа, Который для сего послал им Духа Святого (Ин.20:22). Апостолы передали эту власть и благодать Святого Духа своим преемникам. От апостолов такая благодать священства преемственно переходит ко всем законно поставляемым епископам и священникам. Эта непрерывная цепь священства преемственно дошла и до нашего времени. И в наше время спасительная благодать подается через Таинства, совершаемые законно поставленными епископами и священниками. Всякий священник, законно поставленный епископом, есть Самим Богом рукоположенный священник.
Откуда известно, что Бог рукоположил священника через епископа? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на это так: «Если ты не имеешь убеждения в этом, то есть что священник получает от Бога благодать священства, то тщетна твоя надежда, потому что если Бог ничего не совершает через священника, то ты ни Крещения не имеешь, ни Святых Таин не причащаешься, ни благословения не получаешь, – следовательно, ты не христианин». Итак, то, чем ты, христианин, причащаешься из рук священника под видом хлеба и вина, есть то самое Тело, которое преподано Господом апостолам под видом хлеба, та самая Кровь, которую Он преподал им под видом вина. Но спросишь: «Как хлеб может изменить свое свойство и сделаться Телом, а вино – Кровью?» Ответствуем: так же, как изменили свое свойство те пять хлебов, которыми Господь напитал пять тысяч народа (Мф.14:17–20 и др.), и как вода претворилась в вино на браке в Кане Галилейской (Ин.2:3–11).
Сомнительные помыслы о Святом Причащении могут рождаться не только у людей неверующих или отпавших от веры, но они смущают иногда, по вражескому наваждению, и людей благочестивых.
Таковых Господь иногда вразумлял и вразумляет особенными откровениями, на пользу их и других, смущаемых подобными помышлениями.
В книге, именуемой «Пролог», есть следующее сказание об иноке, по наваждению диавольскому смущавшемуся сомнением о причащении.
Рассказывали о некоем брате, – так начинается эта повесть27, – что когда в воскресный день было церковное собрание, он по обычаю встал и пошел в церковь, но диавол посмеялся над ним, вложив ему такую мысль: «Ты идешь в церковь, чтобы принять хлеб и вино как Тело и Кровь Христовы? Не срамись, не ходи!» Брат послушался этого домысла и не пошел в церковь. Между тем братия ждала его, ибо в этой пустыне был обычай не начинать службы, пока не соберутся все братия. Когда же, после долгого ожидания, брат все еще не приходил, некоторые из них встали и пошли в его келлию, говоря: «Не заболел ли брат и не умер ли?» Придя в келлию, они спросили его: «Почто, брат, ты не пришел в церковь?» Он же стыдился сказать им истину; тогда они поняли, что диавол внушил ему какой-то коварный совет, и, поклонившись ему в ноги, умоляли его поведать им этот совет диавольский. Тогда он рассказал им следующее: «Простите меня, братие! Когда я встал, по обычаю, чтобы идти в церковь, то помысл сказал мне: нет Тела и Крови Христовых – зачем ты идешь принять простой хлеб и вино? Итак, если хотите, чтобы я пошел с вами, освободите мой помысл от сомнения относительно святого Причастия». Они сказали ему: «Встань, иди с нами, помолимся Богу, да поможет Он тебе и откроет Свою таинственную силу и невидимое сделает видимым». Он встал и пошел в церковь с ними. Там совершена была молитва о брате, чтобы Бог открыл ему силу Божественных Таин. Затем, когда настало время церковной молитвы, поставили брата посреди церкви. В продолжение всей службы он непрестанно плакал. После церковного отпуста отцы и братия, призвав его, спрашивали: «Поведай нам, что тебе открыто Богом, дабы и мы могли получить пользу для себя». Тогда он начал со слезами рассказывать им следующее: «Когда было исполнено обычное пение, прочитано учение апостольское и диакон начал читать Евангелие, тогда я увидел, что верх храма раскрылся и было видно небо; каждое евангельское слово, как огонь, восходило к небесам. Когда же было прочитано Евангелие и диаконы несли причастие Божественных Таин, я также увидел отверстые небеса и оттуда сходящий огонь со множеством святых Ангелов; вверху их видны были два Лица, столь прекрасные, что красоты их невозможно описать: они сияли, как молния. В средине этих двух Лиц был Отрок; Ангелы стали около Святой Трапезы, а те два Лица над Святой Трапезой, и посреди Их Отрок. По совершении Божественных Таин с клироса подошли диаконы для преломления хлеба предложения, и увидел я два Лица, веявшие над Святой Трапезой. Они связали руки и ноги Отрока, заклали Его ножом, который был у Них, и Кровь Его выливали в чашу, находившуюся над Святой Трапезой. Тело Его, раздробив, положили поверх хлеба, и стал хлеб Телом. Тогда я вспомнил слова Апостола: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5:7). Когда братия приблизилась принять Святые Дары, то им подаваемо было Тело, а когда они произносили: «Аминь», то в руках их оказался Хлеб. Когда же подошел я и мне подано было Тело, я не мог принять его и услышал в ушах моих голос, говоривший мне: «Человек! Почему ты этого не принимаешь? Разве это не то, чего ты искал?» Я сказал: «Боже, милостив буди ми, я не могу принять Тело», и опять сказано мне: «Если бы человек мог принимать Тело, то и обреталось бы Тело, как и ты обрел его; но никто не может есть Тела, поэтому Бог повелел, чтобы предлагался Хлеб. Если веруешь, приими, что держишь в руках». Я сказал: «Верую, Господи!» – и когда произнес: «Аминь», стало в руках моих Тело Хлебом. Я восхвалил Бога и принял Святые Дары. Когда кончилась служба и пришли все клирики, я увидел опять Отрока посреди двух Лиц, а клирики потребляли в это время Дары. После сего церковный кров опять открылся, и я увидел Божественные Силы, возносящиеся на небеса, и среди их Отрока».
Братия, услышав это, весьма утешились и возвратились в келлии свои, воссылая славу Богу Отцу.
Закончим беседу нашу о Святом Причащении свидетельством святого апостола Павла, который, по откровению от Самого Господа, принял учение об этом святейшем Таинстве. Чаша благословения, которую благословляем, – говорит он, – не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор.10:16). Посему да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то есть без веры, без очищения совести, без благоговения, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:28–29).