Проповедь протоиерея Артемия (Владимирова) в день памяти святителя Нектария Эгинского
Поздравляем всех с воскресным днём. Сегодня на Афонской горе в обители Дохиар в течение всей ночи служится бдение пред древним чудоносным образом Пресвятой Девы Марии «Скоропослушница», которая уже много столетий освящает обитель и сияет особым светом смирения и любви.
Прославляем и нового великого чудотворца греческой земли, святителя Нектария, который последние годы жизни провёл на острове Эгина, находящемся совсем неподалеку от Афин. На острове ныне стоит замечательный храм, где и почивают нетленные мощи самого святителя, украсившего Эгину десятками небольших храмов-часовен, как это водится у греков. Так что благочестивые паломники могут часами ходить по тропкам неподалеку от монастыря и в каждой из часовен возносить свои уединённые молитвы.
Сам святитель Нектарий, уроженец греческого полуострова, в начале века родившись и будучи воспитан в благочестивой патриархальной греческой семье, особенно выделялся душевной и телесной чистотой, смирением и незлобием. Он был тем святым, кто, с детства восприняв благодать Святого Духа, никогда её не терял, но, благодаря хорошему воспитанию и собственному благочестию, умножал от младенчества к отрочеству, от отрочества к юности, от юности к молодости, зрелости и маститой старости.
Будущий святитель получил в Греции прекрасное богословское образование. Однако в нём не было тех перекосов в сторону интеллектуализма, которым отличаются многие современные богословы, чуждые аскезы и подвижнической жизни, чуждые очищения ума и сердца от страстей. Святитель Нектарий, возлюбив Господа, сознательно уклонился от семейной жизни, брачных уз и, восприняв монашество, явил собою удивительно гармоничного священнослужителя, для которого и телесная чистота, и священство были не тяжестью, не крестом, но даром, сокровищем, радостно хранимым в кротком и молитвенном сердце.
Особенно интересна вторая половина жизни святителя. Уже будучи мужем духовным, мужем, исполненным Божественной благодати, он вознамерился открыть обитель на острове Эгина, куда приглашал совсем юных отроковиц, девушек, наподобие того как преподобный Серафим собирал в мельничные обители юных особ, желавших уневестить себя Христу Спасителю и послужить Пречистой Богородице.
Примечательно, какую брань воздвиг диавол на эту тихую, укромную, кажется, никому неизвестную обитель через светские власти Греции. Многочисленные клеветы, инсинуации, голословные обвинения Эгинского архиерея в каких-то нечистых действиях; из Афин, из столицы в монастырь постоянно приезжали комиссии, дошло до прокуратуры, следовательского комитета; какие-то очные ставки, допросы, едва ли не медицинские освидетельствования.
Но все эти мутные волны гонений разбивались в прах, в брызги, в ничто о камень веры святителя Нектария. Всегда тихий, благодушный, спокойный, молитвенный, он понимал природу конфликтов, понимал, что природа эта мистическая, духовная, а не какая-то внешняя, и терпеливо молился о миновании искушения. И мало-помалу одержал победу, всё успокоилось.
Сам святитель был сокровенной молитвенной жизни. Одна черничка, юная послушница, как-то заглянув в часовенку, где святитель втайне свершал свою молитву, была поражена тем, что открылось её очам: Божественная благодать приподняла святителя, и он с воздетыми руками молился Христу в воздухе. Почти лишившись чувств, она застыла на месте, а пришла в себя, когда её духовный отец кротко пожурил её, что та без стука, без спроса вошла в часовню, и повелел ей молчать о виденном вплоть до его кончины.
Святитель Нектарий прославился ещё благодатью целительства, чудодейственного врачевания, и сама кончина святителя сопровождалась удивительным чудом. Святитель, исхудавший, лежал в городской больнице (ему не выделили отдельной палаты, даже как-то он оказался оставленным на то время своими духовными чадами), и, едва лишь он скончался, как явился безнадежно больному раковому пациенту и восставил его со одра целым и невредимым. В XX веке онкология уже стала самой настоящей язвой человечества.
Там же, в акафисте, который мы читали, упоминаются ещё два выразительных эпизода из жизни святителя. Один свершился при его жизни: где-то в одном из православных храмов Канады святитель Нектарий воочию явился больному человеку и своим прикосновением исцелил его, представившись ему, и тот впоследствии приехал на Эгину благодарить своего врача.
А второе поразительное чудо относится уже к посмертной славе святителя Нектария. В одном из храмов Греции греческий священник строил церковь, посвященную святителю Нектарию, притом что у него была открытая раковая язва, кровоточившая на груди, и он не чаял оправиться. Болезнь прогрессировала. Однако он вознамерился во что бы то ни стало завершить строительство храма прежде своей смерти и отдавал этому средства, силы, молитвы, готовясь найти здесь место погребения.
Вот этому-то жертвенному пастырю святитель явился воочию, как бы материализовавшись. Об этом можно почитать в книгах, посвященных святителю Нектарию. Святитель был очень радостный, весь в сиянии Божественной благодати. Он поблагодарил батюшку за его труд и прикоснулся к его язве. И когда этот разговор закончился, общение пресеклось, святитель стал невидимым, то священник почувствовал, что он полностью исцелён, и даже шрамов не осталось от страшной опухоли, разъедавшей его грудь. Батюшка был вне себя от радости и благодарности. Как царь Давид перед ковчегом, он скакал и славословил святителя.
И слух об этом распространился по всей Греции. Так что можно сказать без обиняков, что в XX столетии во Вселенской Церкви есть два равных друг друг врача: святитель Нектарий Эгинский и святитель Лука Симферопольский, Крымский, весьма почитаемый в Греции за свои явления чуть ли в операционных палатах. И к этим двум врачам-святителям народ прибегает везде и всюду, свято веря в ту удивительную харизму, которая дана этим молитвенникам о душах и телах наших. Аминь.