Проповеди на праздники:


О сумасшедших, вопящих по всей России о всепрощении...

Господь молится о тех людях, которых Отец Небесный дал Ему, которые познали Его. И Он говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин. 17, 9-10). Почему молится не обо всех?

Сумасшедшие, не знающие Бога и не ведающие Писания, вопли которых сейчас по всей России раздаются, говорят о каком-то странном всепрощении. Как будто этому учит христианство. Это совсем не так. Бог спасает только того человека, который этого хочет, причём хочет этого так сильно, что это желание сильнее всех его остальных желаний, даже желания есть и пить. Поэтому говорят: «Блаженны алчущие и жаждущие» (Мф. 5, 6). Не просто «хочу есть и пить», а должна быть алчба в сердце и жажда. Вот только такой человек имеет возможность спасения от Бога, только к такому человеку придёт благодать и очистит его от всякия скверны, если он этого будет так хотеть.

А остальные? «А что же, все остальные погибнут?» Нет, они уже погибли. Потому что незнание Бога во Христе – это погибель. Просто нужно разбираться в терминологии. Потому что люди хотят делать, что хотят, а потом хотят себе благо. Это странно. Знать Бога – не хочу, делать, что Он от нас ждёт – не хочу, а от Него хочу только одно сплошное благо. Ну а где справедливость? Бог же не может быть несправедливым. Это было бы странно.

Когда несправедлив судья, это горько, это неудобно; когда несправедлив начальник – тоже; когда несправедливы родители к детям, или дети к родителям, или учителя к ученикам – мы это всё остро переживаем. А представляете себе, если бы Cам Бог был бы несправедлив? И вот Он несправедлив, но только в одну сторону – в сторону милости. И как изложено в притче о винограднике, последние получили ту же награду, что и первые. Потому что больше, чем Царствие Небесное, чем спасение, нет ничего. Либо да, либо нет. Другого не дано.

Нельзя спастись чуть-чуть. Либо душа спасена, познала Бога, либо она сама отвергла Его. Бог никого не отвергает. Если человек, как заблудшая овца в горах, вдруг находится, то об этом радость бывает на небесах больше, чем о девяноста девяти праведниках, которые не имеют нужду в покаянии и которые всегда у Бога.

И конечно, каждый человек свободен и думать, и делать всё, что ему заблагорассудится, даже если с точки зрения Божественной и просто с точки зрения здравого смысла это ужасно. Свободу Бог не может отнять, потому что с отобранием свободы мы перестаём быть людьми. Так что упрёки к Богу по поводу человеческих безобразий несостоятельны. Конечно, можно ограничить людей инстинктами, как ограничил Бог всех остальных животных, рыб и насекомых. И невозможно упрекнуть паучка, что он кушает мушку живьём, ему лекции читать о гуманизме, о толерантности – это бесполезно. Она жужжит, он её ест. Всё, это закон. Какое-то время пройдёт, он отложит яйца, и другие паучки будут делать то же самое.

А у человека, который имеет свободу, есть выбор. Он может ближнего съесть, а может его накормить. Он может его защитить, а может убить; он может ему помочь, а может его эксплуатировать и на нём наживаться. Он свободен.

Корова не может наживаться на волках, а человек всё может. Поэтому нет никакого выбора: либо люди превращаются в коров – это путь исчезновения человечества; либо происходит преображение человечества – так, как этого бы хотел Христос – христианское преображение. Для этого, собственно, Он и пришёл, прекрасно отдавая Себе отчёт в том, что не всем это надо, а некоторым даже надо наоборот.

У метро «Динамо» на остановке какой-то грамотный человек написал: «Попам – хана». На одной остановке и на второй. Почему «попам – хана»? А потому что то, что говорят попы, для них – неприемлемо. Неприемлемо. Здесь есть что-то новое по сравнению с теми лозунгами, которыми была украшена наша столица в семнадцатом, восемнадцатом, девятнадцатом году? Нет. Война против Христа и Церкви никогда не утихает, просто время от времени она возвращается к старым формам.

Почему? Потому что дьявол – существо нетворческое. Всё человеческое творчество проистекает из духовной жизни. А сатана – это дух с отрицательным знаком. Он может только бесконечно повторять одно и то же в надежде, что современные люди получают знания исключительно от телевизора, поэтому они неспособны читать книжки и смотреть фотографии, которые были и которые зафиксировали то, что происходило у нас в стране девяносто, восемьдесят лет тому назад. Всё абсолютно тождественно повторяется.

Поэтому спасение – не для всех. Человек либо со Христом, либо с дьяволом. Другого не дано. Степень разная. И любви к Богу, и желания с Ним проживать совместную жизнь; и ненависти ко Христу: для одних достаточно просто плюнуть в сторону храма, а для других – «смерть попам». Пока они этого не достигнут, пока они в раны свои руки не опустят, они будут испытывать дискомфорт. Поэтому Христос не обо всех молится, а только о тех, которые этот путь избрали для своей жизни, потому что для других это просто невозможно.

«Ныне же к Тебе иду», – говорит Господь, – «и сие говорю в мире, чтобы они (имея ввиду нас с вами) имели в себе радость Мою совершенную» (Ин.17, 13).

С тех пор, как Адам и Ева потеряли рай, мы с вами – все их дети – стремимся к радости. В русском языке это звучит как «счастье». Мы желаем счастья и в Новом году, и молодой супружеской паре желаем счастья…Мы сейчас больше по-американски стали говорить «удачи». Это такое подчеркивающее безбожие пожелание. Что значит «удачи»? Это что – орёл или решка? Это смешно. Нет. Жизнь направляет благая и творческая сила Божества. И если наша сила участвует в этом, тогда наши силы умножаются. Ведь если с нами Бог, то кто против нас.

Александр Васильевич Суворов это очень хорошо ощущал. Он, конечно, был очень умный человек, и он всегда побеждал меньшим числом. Почему? Потому что, он всегда говорил: «Мы русские. С нами Бог». Ну, если с нами Бог, что там турки, австрияки, поляки, ну это просто что-то такое смешное по сравнению с мощной силой Божества. И он это прекрасно в своей жизни ощущал. При абсолютно равных данных, при худшей ситуации почему-то побеждает всегда Суворов. Сколько исследователей, сколько написано: не понятно почему. Да очень просто. Он всю надежду полагал на Бога. А другие полагали на ружья, на диспозицию, на то, в чью сторону свет от солнца. Удобно стрелять или нет. Это дело десятое. Побеждает тот, с кем Бог. Побеждает в любом случае.

Сатана, который всё-таки устроил, что Христа распяли, он что, победил? Как же он победил, когда две тысячи лет спустя, мы опять говорим слова Христа? И говорим не по-арамейски, а по-русски. И люди, у которых в те времена ещё не то, что государства никакого не было, но это были отдельные полудикие племена, которые даже сельского хозяйства не имели, а теперь слушают слова Христа, внимают. И новые поколения, из них кто-то, да собирается на зов Христов для того, чтобы Христос и за них помолился Отцу Небесному. О чём? О том, что каждый из нас, кто познал Христа, тот будет иметь не просто человеческое счастье, а он будет иметь совершенную радость, которая именуется блаженством. Не удовлетворение собственных каких-то смешных или жутких желаний, а совершенную радость, в которой растворяется всё.

Христос пришел на Землю не для того, чтоб нас мучить и подвергать всяким испытаниям. Нет. Испытания происходят от тех людей, среди которых мы живем. От тех, для кого наслаждение – «смерть попам». А Христос хочет дать совершенную радость. Да, Он хочет дать всем, но не все, к сожалению, это слышат, и не все Ему верят. Потому что всё то, что предлагает дьявол – простое, примитивное, суррогатное, это всегда проще. А Христос возвышает душу. Свиньей быть легче. Поэтому большинство людей сознательно выбирают свинскую жизнь. А Христос хочет дать нам Царство. Он хочет нас усыновить. Он хочет, чтобы мы стали наследниками не дворян, не графов, не князей, не царей, а Отца Небесного.

Он хочет в наследство дать нам Царство. Он хочет нас усыновить. Не какому-нибудь великому роду с огромными богатствами, Он хочет дать нам Небесное Царство и сделать нас наследниками этого Царства. Он хочет, чтобы мы наслаждались бытием совместным с Богом. И для каждого из нас это открыто. Потому что он избрал нас из всех и даровал нам веру. Много людей ничего об этом даже не знают и не подозревают, и они думают, что счастье – это что-то такое земное: схватить, поиметь, иногда даже путём преступления. Это не даёт никакой радости, наоборот. И вот остаётся только одно – поверить Ему и убедиться, что это всё правда. Поэтому угодить Богу возможно только верующим. К этому Господь нас и зовёт.

 

 


Проповеди на праздники:

Наверх