О суде и неосуждении. В субботу 8-й недели по Пятидесятнице
Сегодня читаем об отношении христианина к власти. И первые же слова, казалось бы, исчерпывают суть дела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божию установлению».
Казалось бы, всё ясно: власть, уже в силу того, что она фактическая власть, есть уже «от Бога», и противиться ей также страшно, как страшно противиться «Божию установлению», и всё. Но почему-то Апостол не останавливается на этом, а продолжает: «ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое… Они Божии служителя, сим самым постоянно занятые». Если бы Апостол написал только первое, то у нас не возникло бы никаких вопросов, но вот эта мотивация сразу вызывает множество: «страшны не для добрых дел, а для злых» … а если я вижу, что наоборот? «Делай добро и получишь похвалу от неё». А если делаю добро, но не то, что похвалы не вижу. А продолжаю не без оснований бояться? «Начальник… тебе на добро». А если я вижу от него только зло? «Сим самым постоянно занятые» – А если я вижу, что он вообще ничего не делает из положенного ему?.. И эти вопросы и неизбежны, и законны с точки зрения Божественного права. Потому что, упоминая здесь категории добра и зла, Апостол напоминает нам о той судебной инстанции, выше которой ничего нет и не может быть и которой подсудно всё.
Интересно, что не только в послании к Римлянам мы это видим. И в послании к Титу Апостол Павел пишет: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям», – и тут же продолжает: «быть готовым на всякое доброе дело». И Апостол Пётр пишет в таком же духе: «И так будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым», – и тоже непременно прибавляет: «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Петр. 2:13–14).
Значит, христианин обязан во всех делах власти, как и во всём остальном, различать доброе и злое и ни в каком случае не называть зло добром только потому, что оно исходит от существующей власти. Не власть – источник добра, но власть так же, как и все, подсудна нравственной оценке. И для христианина страшнее всего потерять способность решительно и чётко различать добро и зло. Господь со всей определённостью говорит нам, что «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам». И далее Господь поясняет: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познаётся по плоду». А сказал Господь эти слова после того, как фарисеи выдумали на Него, будто Он «изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Значит, хула на Святого Духа, это когда мы, видя добрые плоды, вдруг объявляем дерево злым, а видя злые плоды, объявляем его добрым; видя дела любви и милосердия, говорим, что человек бес; и видя дела бандита, называем его «богоустановленной властью». Эта хула потому не простится, что прощать тут уже некому: перед нами мертвец, не способный к различению добра и зла, а значит, не способный к покаянию.
Так, свет Христов, позволяющий нам различать добро и зло, должен быть всегда в наших очах. Как поступить в каждом конкретном случае, – дело совести каждого христианина. Но в любом случае все мы должны, по крайней мере, всё называть своими именами, и не ослеплять себя, глядя на любое величие, на любую власть и силу человеческую.