Проповеди на праздники:


О судьбах Божиих. Слово перед панихидой в девятый день по кончине в Бозе почившего государя императора Александра III

Сегодня девятый день после кончины оплакиваемого нами благочестивейшего государя императора Александра III. Мы собрались, чтобы помолиться об упокоении усопшего в сей знаменательный для души его день.

Успех молитвы зависит от веры и усердия, с которыми она совершается, а сии качества являются как плод уверенности молящихся в том, что Тот, Кому они молятся, слышит молитву и готов исполнить ее. Но таковую уверенность некоторые могли потерять вследствие как бы безуспешности предшествующих молитв, которыми испрашиваемы были и жизнь и здоровье в Бозе почившему государю императору.

Посему в настоящее время не будет излишним и неблаговременным посвятить несколько минут на размышление о том, почему сделалось то, чего не хотелось бы, а не исполнилось то, о чем молился народ? Почему не услышана молитва народа о своем царе и взята жизнь его в то время, когда она была еще весьма нужна?

Руководственным пособием в нашем размышлении будут скрижали Святого Писания, о котором Сама Истина засвидетельствовала, что оно не может нарушиться (Мф.24:35; Мк.13:31; Лк.21:33). Откроем книги пророков, поищем в них ответа на пытливый вопрос, почему случилось не так, как нам хотелось бы, и выслушаем назидательный урок.

Кто желает постигнуть судьбы Божии, говорил дух богоглаголивых проповедников, тот пытается измерить бездну (Пс.35:7). Кто дерзновенно вопрошает о делах Божиих: почему и для чего? – тот требует отчета от Создателя в делах Его. Поэтому пророческий дух Исаии возглашает от имени Божия: Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» (Ис.45:9). Что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, говорит Господь (Иер.18:6).

Итак, мы – глина, черепки; смирим себя пред Божественным Художником и вместо вопроса пытливости преклоним главу самопредания пред непостижимыми судьбами Божиими и скажем, как научены: Отче наш!.. да будет воля Твоя!

Не будем смущаться и тем, что не услышана молитва народа и взята жизнь царя правдивейшего, так еще нужная для народа его, ибо не всегда исполняются молитвы и праведников, молятся ли они о себе или о других. Так, трикраты молил Господа апостол Павел о себе и не был услышан, хотя также не был оставлен и без ответа успокоительного, почему не исполнено его моление (2Кор.12:8–9). И Сам Богочеловек, хотя и трижды молился, да мимоидет от Него чаша страданий, однако благопокорливо испил ее, научая нас Своим примером заканчивать наши моления словами самопредания: Отче наш!.. да будет воля Твоя, как и Он изрек: не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22:42)! Последующая история домостроительства спасения рода человеческого свидетельствует, сколь неисчислимо были благотворны для всего человечества плоды сего моления о чаше и самопредания Богочеловека в волю Отца.

О, если бы так же небесплодной осталась, по-видимому, отринутая молитва русского народа о своем царе! О, если бы плодом ее явилось дерзостное и никогда не отвергаемое ходатайство царя-праведника о народе своем там, на небесах, пред престолом Царя царей!

Если не всегда приемлет Господь молитву праведников, устрояя для них нечто лучшее, то тем более отвращается Он от молитвы грешников. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови, – говорит Господь народу Своему чрез пророка (Ис.1:15). Когда же умножаются грехи народа до того, что за них он подлежит исправительному и карательному наказанию, тогда Господь не приемлет молитвы не только самого народа, но оставляет не услышанным и праведника, ходатайствующего за согрешивший народ. Тяжко согрешили некогда израильтяне и не хотели покаяться, и сказал Господь к пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему (Иер.15:1).

Вот причины, по которым, по указанию Святого Откровения, молитвы могут остаться не услышанными. По которой из них неприятна молитва русского народа о сохранении драгоценной жизни возлюбленного монарха, мы не знаем, но сие ясно откроется после, когда снимется печать недоведомых судеб Божиих. Во всяком случае, гораздо безопаснее признать самих себя виноватыми в неисполнении нашей молитвы, чем кого-либо или что-либо другое, а тем более дерзнем ли мы возглаголать слово на Вышнего, что якобы слух Его отяготился и рука Его сократилась, чтобы Он мог слышать и спасти того, о ком мы приносили наши молитвы!

Не следует ли посему поискать нам в себе или около себя причины совершившихся печальных событий? Не потому ли от нас отъята жизнь царя в преполовении ее, и притом тогда, когда она еще была весьма нужна, что не все мы единомысленно и не все одинаково по достоинству ценили эту жизнь и не все достодолжно заботились о хранении ее?

В наши времена стремления к анархии, разрушению существующих порядков, частых слухов о подкопах, взрывчатых бомбах и т. п. жизнь царей и представителей законной власти не есть ли состояние человека, находящегося под мечом, висящим на волоске? Если император Александр I, освободитель народов Европы от поработителя их и поборник идеи Священного союза в противовес безбожным доктринам, расшатавшим основы религии и царских престолов, оставил наследнику своему Николаю I так называемых декабристов, а Александр II был мучеником за идею и дело освобождения крестьян от крепостной зависимости, то Александр III, будучи царем правды и мира, не был ли во всю жизнь свою исповедником за истину самодержавия в единении с Церковью? Не выходили ли из груди этих царей – исповедников и мучеников – молитвенные вздохи: Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня (Пс.3:2). А служение их не было ли тяжелым бременем, побуждавшим их в тайнике души взывать иногда: Ослаби ми, да почию (Пс.38:14), и не потому ли посылал Господь конец их долгим страданиям, чтобы дать им у Себя жизнь и покой навеки?

Мы возмущались, когда слышали о посягательствах на священную жизнь наших царей, но на этом, быть может, только и останавливались, не давая себе труда вникать, откуда могли прийти посягатели? Где их родина? Кто отец и мать их? Не на нашей ли земле они родились? Не в наших ли семьях воспитывались? Не на наших ли глазах учились? Мы постоянно находимся в страхе за наших детей, за молодое поколение и не обезопасены от того, что сын или дочь уловлены будут в сети какого-либо антирелигиозного или противоправительственного учения. Уже кажется, что дети наши чем больше учатся, тем становятся хуже, опаснее: либо себя, либо других губят. Видим мы это и не можем понять: где причина такого печального явления? Вернее же сказать, мы не хотим уразуметь, что причина этого находится не вне, а внутри нас, что она заключается в воспитании, какое нам дано и какое мы даем нашим детям. Наше молодое поколение воспитывается не так, как воспитывалось юношество тех веков христианства, которые давали героев веры, мучеников, подвижников, христианских философов, вселенских учителей.

Не такое воспитание давали детям своим наши предки, когда строилась и высилась русская земля. Меньше тогда знали, но выносливее и благопослушливее были и умирать за веру, царя и отечество умели едва ли не лучше нашего поколения. Не было тогда и особых учебных заведений, а были тогда домашние школы; не знали тогда ни театров, ни клубов, а были почти единственными училищами всего доброго, честного и прекрасного церкви Божии, которые и быстро умножались, и всегда народом наполнялись. Тогда можно было видеть в храме не нищих только, а богатых; наряду с простым народом стояли и бояре; как те, так и другие одинаково считали священным долгом и встать рано к утрене, и сходить к обедне, также посты соблюдать и милостыню подавать, свечу поставить и поклон земной положить, где следует; не стыдились тогда крестного знамения, не изгоняли из домов святых икон; тогда знали одно воспитание – нравственно-религиозное, под руководством и по уставам Церкви.

Не то у нас ныне: все как бы вверх дном перевернуто. Весь обиход обыденной жизни установился как бы намеренно вразлад со строем церковной жизни. Когда Церковь зовет на всенощное бдение, у нас идут и едут на бдение в клуб и театр; когда Церковь возбуждает христианина на утреннюю молитву, тогда у нас ложатся спать; когда начинается литургия – многие еще не пробудились.

Кто установил таковые обычаи, не известно, но только можно достоверно по ним заключить, что они установлялись сознательно, каким-то недругом Церкви. Это кто-то такой, что подчинившихся установленным им законам, именуемым законами мира, обычаями или приличиями света, делает своими невольниками, изменниками и врагами Церкви. Это те законы, обычаи и приличия, которые составляют норму семейной и общественной жизни, которой руководствуется большинство людей нашего времени, ту среду, в которой воспитывается наше юношество. Если бы кто захотел освободиться из этой удушающей сферы мира сего, тому нужно большое самоотвержение, нужно употребить большие усилия над собой: владеющий этой сферой жестоко наказывает своих отступников. Пытаться выйти из этой среды – значит начать борьбу, уготовиться к терпению, укоризне, оскорбительным названиям отсталых людей и т. п. Тем не менее эта среда убийственно действует на молодое поколение, она развращает его, порождает отступников веры, противников закона и порядка, она породила цареубийц, отцеубийц, самоубийц.

Нужны общие усилия, чтобы устранить ее, поставить воспитание на иных началах. Это – те начала, провести которые в обществе, утвердить в простом народе старался в Бозе почивший государь. Это то воспитание в духе Церкви, которым он желал возвратить народ к церковности распространением среди него церковных школ.

К этому должен стремиться каждый истинно русский человек, каждый православный христианин, каждый желающий быть истинным сыном православно-русского отечества, каждый желающий быть солидарным в духе и вере с царем православным.

Такое воспитание в духе веры, Церкви и хранения заветов русской старины, в единении с царем и в беспредельной ему преданности составит крепчайшую опору императорского престола и самодержавия единодержавного православно-русского царя.

Итак, будем молиться, да упокоит Господь праведную душу царя правды и мира там, где царствует правда вечная и мир нерушимый. А когда чистая душа его сподобится предстать престолу Царя царствующих, то да помолится он и о людях державы своей, о наследнике своем, благочестивейшем государе императоре нашем Николае Александровиче, дабы и сей был подобен во всем отцу своему, да будет престол его тверд, самодержавие и единодержавие неизменны, охраняемые любовью и верностью народа и молитвами Церкви.

Проповеди на праздники:

Наверх