О страннолюбии
Некоторые из христиан дают благочестивые обеты посетить то или другое из святых мест, и для этого многим из них приходится часто отправляться в дальний и трудный путь. Так, например, целые сотни тысяч православных странников, особенно летом, направляются в ту или другую святую обитель. Подвиг таковых – подвиг трудный. Каково, например, приходится бедному богомольцу целые месяцы терпеть днем жар и зной, вечером же крепко задуматься о том, где ночевать и пустит ли кто его в дом, чтобы успокоить ему хотя на несколько часов свои изнемогшие члены! И об этих людях, братие, мы подумать должны, ибо часто грешим против них много. Стучится под окном бедный странник, просится ночевать; говорим: «Проходи, любезный, дальше, у меня нет места». И идет изнемогший от тяжкого дневного пути бедняк от одной избы к другой, и где-то найдется добрый человек и пустит его. Так быть не должно; страннолюбие есть одно из великих дел милости телесной, которое Господь относит к Себе; на суде Он скажет страннолюбцам: странен бых и введосте Мене и объявит их наследниками Царствия Небесного.
В церковном поучении в Прологе о страннолюбии говорится следующее: «Не укоряйте странных и пришельцев, но принимайте их в дом свой. Вспоминайте Господа Иисуса Христа, сделавшегося странным нас ради, и не стыдитесь омывать ноги странников, чтобы иначе не лишиться награды праведных. Вы знаете, что сделал Авраам, когда он сидел под сенью дуба Мамврийского в полдень и увидал трех мужей, мимо него шедших. Он, вставши, вышел в сретение их и поклонился им до земли, говоря: «Господи, если я обрел благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего. Я принесу воды и умою ноги ваши и принесу хлеб, и есть будете, и затем пойдете путем своим». Что же было ему за страннолюбие? Он был наречен другом Божьим, потом услыхал, что Сарра родит ему сына и он будет отцом множества. Также и Лот упросил двоих странников ночевать у него, и за то они (Ангелы) извели его из Содома, чтобы не погиб с беззаконниками. Также и Товия, будучи слепым, принял Ангела в образе странника, и сей даровал ему зрение. Этому же учит нас и Господь, говоря: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет, и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет. Посему, братие, странников любите и общниками их своей трапезы делайте, чтобы и вам услыхать Господа, глаголющего: понеже сотвористе единому от сих меньших братий Моих, Мне сотвористе... и Аз вам подам жизнь вечную.
Итак, братья, не забывайте и сего дела милосердия. Вы упокоите странного временно; Господь за это даст вам покой вечный. Вы на время введете бесприютного в дом свой, а Господь за это введет вас в вечные кровы. И как счастливы будете вы, когда услышите вожделенный оный глас: странен бых и введосте Мене (Мф. 25, 35). И: Приидите, благословеннии Отца Моею, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Аминь.