О спасении всего Израиля. В пятницу 4-й недели по Пятидесятнице

О спасении всего Израиля. В пятницу 4-й недели по Пятидесятнице

Сегодня Апостол Павел подводит итоги своих рассуждений о судьбах еврейского народа. сначала он сказал коротко и загадочно, что «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим. 11:11). Теперь он говорит более подробно и определенно: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников… В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов… Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». Здесь Апостол открывает нам некий Божественный промыслительный ход, где Бог, использует низкое в людях, чтобы через это вдруг неожиданно и премудро возвести на высоту. Он использует тогдашнюю взаимную неприязнь евреев и не евреев. Евреи всегда жили обособленно. Закон Моисеев запрещал смешиваться с другими народами, чтобы они не отступали от Истинного Бога и не стали служить чужим, ложным богам. Эта обособленность, конечно, никому не могла внушить ни любви, ни доверия к евреям.
Но в конце-то концов «неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников» (Рим. 36:29). Но как могли иудеи из своей крайней замкнутости вдруг выйти с открытой проповедью любви? И если бы все иудейские общины стали принимать христианство, то окружающим народам было бы очень трудно разглядеть истину из-за стены вековой вражды. И поэтому, желая спасти всех, Бог не препятствовал, чтобы на приходящих проповедников Христа обрушивалась почти единодушная ненависть иудейской общины. Тогда уже эти проповедники могли с чистой совестью сказать: «Вам первым надлежало быть проповедану слово Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Язычники же при этих словах более располагались слушать и «радовались и прославлялись слово Господне» (Деян. 13:48).
Но Апостол пишет, что это будет «до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется». Но что значит «весь Израиль»? невозможно допустить, что Апостол имеет в виду всех потомков Иакова-Израиля по плоти. Иначе для чего веровать и креститься? Если весь Израиль по плоти, то значит и Иуда, и все гонители, так и умершие в ожесточении против Иисуса Христа? Конечно же, для Апостола священное слово «Израиль» могло означать лишь тот «остаток», который сохранился «по избранию благодати» (Рим. 11:5); конечно же, он имел в виду только тех иудеев, которые либо уже приняли Христа, либо примут, как только «войдет полное число язычников». Ведь и говоря бывшим язычникам: «Вы помилованы, по непослушанию их», – он тоже имеет в виду не всех коринфских язычников, а только обратившихся ко Христу.
Итак, весь истинный Израиль спасется. А пока, по Своему таинственному промыслу, «всех заключил Бог в непослушание. Чтобы всех помиловать»… Мы, конечно, понимаем, что Бог не может сознательно вводить в грех непослушания. Мы понимаем, что Бог только попускает до времени кому-либо ходить в непослушании. Но почему Апостол выразился именно так, подавая косвенный повод обвинять Бога? Разгадка здесь в словах «чтобы всех помиловать». Апостол, как никто, испытал радость быть помилованным, и он понимал, сколь большее наслаждение – самому миловать; он понимал, сколь естественно это Богу, Который есть Любовь, Апостол, очевидно, и хотел выразить это ненасытимое Божественное желание, как бы бесконечное искание повода миловать. Но он сделал это человеческим, а не ангельским языком, а наш язык всегда вносит искажение при попытке говорить о Божественных предметах.
Так называемый Божий Промысел о всех народах, Апостол зовет вместе с ним благоговейно воскликнуть:«О бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему и слава вовеки. Аминь».

Наверх