О спасении души.
Что всего более бережет человек? То, что нужнее и что всего дороже. Что всего нужнее для человека? Душа. Что всего дороже у человека? Душа. Значит, о чем всего более он должен заботиться? – О спасении души. А на деле так ли бывает? О, далеко не так! Большей частью бывает так, что человек менее всего думает о душе своей. Иной человек очень заботится о теле: питает его, греет его, украшает свое тело. Иная женщина стоит пред зеркалом полчаса и более, украшая свое тело, свою голову, свои волосы. А о душе и не вспомнит, не думает, что ей нужна своя одежда, свое украшение.
Да и женщина ли только так делает? Мужчины не более ли того забывают о душе своей? Обо всем, что относится к телу, они иногда очень заботливы, а о душе забывают, – и холодно и голодно этой бедной душе, и ходит она в безобразной одежде пороков и страстей. Недаром один мудрый человек сказал: «Если бы до явления в этом мире меня спросили, чем бы я желал быть здесь, то я сказал бы: менее всего пожелал бы быть душой человеческой. Почему? Потому, что о душе человек менее всего заботится». Не правда ли, что мы менее всего думаем о душе, менее всего заботимся об удовлетворении потребностей ее? Душе нужно знание, нужна истина – а мы оставляем ее в невежестве, питаем ее ложью, обманами. Ей нужна любовь – а мы подносим ей ненависть, вражду и озлобление против всех. Душе нужно, чтобы поступили по совести, по закону, в нее от Бога вложенному, – а мы постоянно попираем голос совести. Душа произошла от Бога и стремится к Богу, как дитя к своей матери, – а мы не допускаем ее до Бога и не пускаем к ней Бога. И выходит то, что в крепком, красиво одетом, накормленном, напоенном теле душе и голодно, и холодно, и тревожно от упреков совести. И жалуется душа Богу: изведи меня из этой темницы, чтобы исповедатися, прославлять имя Твое там, где мне будет и светло, и тепло, и уютно!
Что же делать человеку, чтобы успокоить свою душу, чтобы удовлетворить ее потребностям и тем спасти ее от смерти, от вечной гибели? Нужно прежде всего помнить, что у нас кроме тела есть душа. Нужно вспомнить, что для души нашей нужна пища и одежда. Только не такая пища и одежда, какие нужны для тела. Тело питается хлебом, а душа питается словом Божиим, молитвой, благодатью Божией, подаваемой в святых Таинствах. Тело одевается одеждой, украшается уборами, а душа одевается благими нравами: кротостью, терпением, смирением, украшается милосердием, любовью, истиной и вообще исполнением заповедей Божиих.
Но прежде чем начать питать душу доброй пищей, нужно освободить ее от той дурной, вредной пищи, которой мы ее питали; прежде чем одевать ее в добрую одежду, нужно снять с нее ту срамную одежду, в которую мы облекли ее.
Что такое вредная пища для души? Это дурные мысли, греховные желания, срамные речи, чтение срамных повестей и рассказов. А срамная одежда для души суть дурные привычки: привычка лгать, обманывать, пристрастие к вину, похоть, разврат, гордый взгляд, гордая походка, самохвальство и другие пороки. Все это облегает душу человека, как гнусная одежда. Видали ли вы, как иногда смердящий труп окружают и гложут псы, клюют вороны или облепляют его черви, мухи, жуки и разного рода гнус? Подобное бывает с душой беспечного человека Ее также окружают и облегают разного рода нравственные гадины: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, бесстыдство. Вот от этого гнуса и нужно сперва освободить душу. А освободив от всего этого, нужно питать ее доброй пищей, одевать доброй одеждой. Добрую, здоровую пишу для души составляют чистые мысли благочестивые размышления, благие пожелания, скромные речи, чтение душеполезных книг, чтение слова Божия, усердная молитва, чистосердечное покаяние и исповедание грехов, достойное приобщение Святых Таин.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? – сказал Спаситель Господь (Мф.6:25). Не должно ли поэтому заботиться о спасении души более, чем о приобретении пищи? А мы, заботясь о пище, забываем о душе; заботясь об одежде для тела, забываем об одежде для души: губим душу, а с душой губим и тело. Ибо в час смерти, в день суда Божия, не душа пойдет за телом, а тело за душой. Куда душа, туда и тело: душа в рай – и тело в рай, душа в ад – и тело в ад. Значит, всего более нужно беречь душу, а не тело. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф.16:26).
Итак, будем более всего заботиться о спасении души. Она у нас одна: если погубим ее, другой души не дадут. Погибнет душа – погубит с собой и тело. Позаботимся же о душе более, чем о теле. Не будем отлагать этой заботы до завтра, но сегодня же начнем думать о душе, как бы спасти ее. Не будем отлагать эту заботу до завтрашнего дня, до другого времени, якобы более благоприятного, до болезни, до старости. Покаемся теперь же во всех грехах, которыми мы доселе питали, одевали душу свою; начнем исправление своих нравов с сегодняшнего дня, ибо кающемуся Господь обещал прощение, а завтрашнего дня никому не обещал.
Потрудимся для души, как трудимся для тела. Ведь нелегко дается всякий труд, когда хотим заработать пищу и одежду для тела, – однако же мы трудимся, потеем и утомляемся. Нелегко учиться грамоте, в школу ходить – однако же дети ходят и учатся, чтобы приобрести знания. Нелегко пахать, косить, жать – однако же люди одолевают эти труды, чтобы приобрести хлеб и одежду.
Потрудимся хотя столько же ради души, сколько трудимся для тела. Сперва будет трудновато от непривычки, а когда навыкнем ко всему доброму, тогда будет легко и приятно. Тогда и умирать будет спокойно, и на суд Божий предстать не страшно.