О "сомнении" Иоанна Крестителя. В понедельник 4-й недели по Пятидесятнице

О "сомнении" Иоанна Крестителя. В понедельник 4-й недели по Пятидесятнице

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…» (Рим. 5:8), – пишет Апостол. Жертва жизнью, это высшее проявление любви. Но любовь проявляется и в умении отвратить от заблуждения. Любовь подсказывает, как сделать, чтобы истина сама говорила за себя. Мы помним, как Иоанновы ученики возревновали об умаляющей славе своего учителя. Иоанн тогда сказал им о себе как о друге Жениха, о том, что Иисусу должно расти, а ему – умаляться (Ин. 3). Но не все вняли его словам. Надо было, чтобы они сами увидели Иисуса и Его дела, и Иоанн устроил это с мудростью, подсказанной любовью. Он не сказал им просто, мол, пойдите и убедитесь. В этом случае ученики могли ответить: никого нам не надо, никого не хотим знать выше тебя. И поэтому он послал их, как бы и сам сомневаясь и желая точнее убедиться: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» И когда они пришли и спросили, то Иисус, провидя Духом замысел Иоанна, тоже ответил, как бы не для них:«пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне». И конечно же, от соблазна Он хотел уберечь не Иоанна, а его учеников, и когда те ушли, Он обратился к окружающим, чтобы и они, в свою очередь, не соблазнились об Иоанне Крестителе. Но и тут Он не стал убеждать словами, что дескать, не мог соблазниться тот, кто еще во чреве матери взыгранием приветствовал своего Господа, когда Тот еще был во чреве Пресвятой Девы; Он не стал доказывать, что не мог поколебаться в своей вере тот, кто по велению Божию вышел проповедовать пришествие Христа, кто сам крестил Его и видел Духа Святого, сходящего на Него. Он не стал ничего объяснять и доказывать, Он просто побудил людей вспомнить облик Иоанна Крестителя. Он сказал: «что смотреть ходили вы в пустыне? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы?».
Но, вразумив людей относительно Иоанна, Господь тут же предостерегает их и от соблазна чрезмерного увлечения человеческим величием. Он говорит, что все-таки, хотя «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Царствие Божие принадлежит Богу, и дать его может только Бог. И до того, как Сын Божий Своей крестной жертвой открыл вход в Царствие Божие, до тех пор все, даже величайшие праведники, по смерти сходили во ад. И память кончины Иоанна Крестителя – это день постный, потому что он погиб до Креста и Воскресения Христовых. И будучи величайшим из рожденных женами, он тоже, как и последний грешник, сошел в преисподнюю и пребывал там, пока Воскресший Господь, разрушив узы ада, не вывел его со всеми, кто ждал Его в надежде. И конечно же, в Царствии Небесном святый Иоанн не меньший, но высший всех людей, после Пресвятой Богородицы.

Да, господь властен перед своим творением. И хотя Он сказал, что «отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – нам сказано и то, что все-таки не подвиги нас спасают, но – милость Божия; что помилование все-таки зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога Милующего (Рим. 18:16), а милость Божию испрашивают в непрестанных молитвах. Поэтому труды не освобождают от необходимости молитвы, но – напротив: чем больше труды, тем горячее должна быть молитва, чтобы труды не пропали даром. И как в Церкви, которая есть истинная школа жизни, мы утверждаем себя и стоянием пред Богом, и многократным повторением «Господи, помилуй!» – так и во всей нашей жизни, при каждом шаге, это «Господи, помилуй!» – должно быть с нами, чтобы нам, хотя бы и самыми меньшими, но войти в Царствие Божие, по бесконечной милости Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава во веки веков.

Наверх