О слышании слова Божия. 2000 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы слышали сегодня в Евангелии притчу о том, каким должно быть слово Церкви. Вернее, прежде всего о том, как должно быть воспринято слово Божие.
Господь приводит притчу, сравнивая слово с семенем, показывая нам, что такое семя. Можем ли мы себе представить, что такое семя? Мы так привыкли к знанию о нашей земле, что оно уже становится как бы и незнанием ничего. Если бы человеку показали первый раз семена самых разных растений — крошечные семена, как пыль земная, ничего из себя непредставляющая. Потом бы сказали: посмотри на цветы полевые — незабудки, ромашки, ландыши, розы, на бесчисленные цветочки, посмотри на деревья, на березы, на сосны, на дубы. Одна и та же пыль, одни и те же невзрачные, неприметные крошечные семена. Больше того — какие разнообразные плоды они могут приносить! И черника, и земляника, и яблоки, и виноград — перечислять можно без конца. Семена вы не различите — может быть, каким-то особенным специалистом надо быть, чтобы их различать — и все равно вы увидите, что это семя ничего из себя, по существу, не представляет. И то, что из этого получается такой дивный мир, разве это не чудо величайшее силы Божией и премудрости Божией? Разве не слепы люди, если они не видят самого очевидного, что показывает Господь?
В этих семенах сокрыта жизненная сила, которая наполняет дивными, разнообразными цветами, благоуханием всю землю. Всю землю одевает Господь красотою, и в то же время говорит: это только полевая трава по сравнению с большим, что должен узнать человек. Сегодня есть эта трава, а завтра нет — а все-таки, Господь показывает, какая сила заключена в этой траве. Через любую скалу, через бетон пробиваются слабые растения. Эти семена могут храниться в течение долгого времени. Было как-то сообщение в печати, что найдены гробницы одного египетского царя, и там обнаружили сосуды с семенами трехтысячелетней давности. Когда посеяли эти семена, то к великому изумлению они дали всходы. Вот какая сила заключена в простой природе, как Господь дивно все устрояет!
Мы об этом говорим, потому что Христос сравнивает слово Божие с семенем. Если бы семя слова Божия воспринималось нами так, как нужно, то происходило бы чудо. Вся история Церкви — это именно чудо, которое заключается в том, что человек слышит слово Божие, воспринимает этот дар, и жизнь его меняется.
Посмотрите на апостола Матфея, кем он был? Он был мытарем, сборщиком податей — человеком презренным, который дальше денег ничего на свете не видел. Прошел мимо Христос и сказал: «Следуй за Мной» (Mф. 9, 9). И он все оставил, и стал таким великим проповедником истины, которому принадлежит первое Евангелие, где Сам Дух Святой говорит через него, Сам Господь. Или апостол Павел — что он из себя представлял? Он был гонителем Церкви Христовой, врагом истины, а когда Господь ему сказал: «Савле, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4), то он услышал это слово Божие и стал столпом Церкви, первоверховным апостолом. И его проповедь, его послания — слово Божие через него будут звучать до скончания века.
Или может человек просто быть благочестивым, в церковь ходить и слушать слово Божие, но как будто бы его и не слышать. Ведь мы молимся: «И о сподобитися нам слышания святаго Евангелия». Слышим, но как будто не особенно понимаем, что нам дается.
Преподобный Антоний Великий был таким благочестивым, богатым юношей, по воскресеньям ходил в церковь. И тем нe менее, считал, что жизнь идет сама по себе, а Церковь, хотя она не отделена от всей жизни, все-таки не требует его всего. Но однажды он услышал за богослужением слово Божие: «Если хочешь быть совершенным, оставь все и следуй за Мной» (Мф. 19, 21), как лично к нему обращенное. И стал преподобным Антонием Великим, основателем монашества, великим святым Церкви Христовой.
Или блаженный Августин, который в своей «Исповеди» пишет, что он утопал в грязи постыдной жизни, пока Господь не сказал ему слово Свое через апостола Павла: «ночь проходит, день приблизился, и потому оставим постыдные дела плоти и облечемся во оружие света» (Рим. 13, 12). Он вдруг услышал эти слова, как сказанные Господом ему лично. И он облекся во оружие света, он стал таким светом, который просвещает всю Церковь.
Или как мученик Лонгин Сотник услышал то, что происходило вокруг Креста. Ведь что там творилось — толпы людей равнодушных, любопытных, жестоких, предателей, говорили Господу: «Сойди, сойди со Креста». А он услышал слова Христа: «В руце Твои, Отче, предаю дух Мой», и исповедал Его Сыном Божиим. Великое множество грешных людей, погибающих, пребывающих в слепоте, в страхе животном перед смертью, в растерянности перед жизнью просвещались словом Божиим и становились новыми людьми. Чудо сеяния семени слова Божия совершалось в них.
Так что же это за семя такое, слово Божие? Что в нем заключено? Сам Спаситель говорит: «Слова Мои есть жизнь вечная». В Ero словах заключена благодать Божия, тайна вечной жизни, та любовь, которую Бог имеет к человеку. Та тайна воплощения Божия и Ero приобщения всем ужасам нашего существования и нашей смерти, та крестная тайна, которая дает основание Апостолу называть слово Божие словом крестным (1 Кор. 1. 18).
И когда это слово касается по дару Христа души человека, когда человек слышит по-настоящему слово Христово, то он узнает уже такую жизнь, перед которой все становится совершенно иным, и он понимает, что такое грех, и что такое смерть, и что такое путь жизни человеческой. И он следует за Христом, и готов принять любые скорби, понести любые испытания, взять на себя любые труды, чтобы в терпении, идя этим крестным путем за Господом, приносить тот чудесный, стократный как говорит Евангелие, плод Господу. Сеется одно, а пожинается совершенно другое.
Это слово должно быть связано со всей жизнью, так чтобы наша смерть была предельным приобщением крестному слову Христову. Ведь семя не может совершить то чудо, которое мы видим в природе, не может расцвести благоуханием цветов и плодов, если оно не умрет. И тайна жизни человеческой, тайна каждой личности, ее приобщение слову заключается в том, чтобы в течение всей нашей жизни совершалось это умирание для греха, для себя, и чудесное — Богом, Ero благодатью — чудо раскрытия той пасхальной нетленной жизни, для которой создан человек.
Сегодня Евангелие говорит о том, какую печальную картину представляет большинство словесных существ, неспособных слышать самое главное слово, которое им предлагается. Одни это слово просто не слышат. Не потому что они лишены этой возможности, а потому что они уже настолько омертвели духовно, что слышать это слово не хотят. Даже если, представьте себе, по всем средствам информации только бы слово Божие передавали, а состояние людей по-прежнему было такое, какое оно сейчас есть — то большинство людей не воспринимали бы это слово. Это было бы только в больший суд и осуждение для них. Они бы воспринимали Евангелие, как воспринимают семена, как что-то невзрачное, серую пыль — буквы, звуки, слова, которые повторяются и невозможно их воспринимать.
А дальше есть еще другое, нe менее бедственное состояние, когда человек как будто загорается вдохновением, когда ему как будто дается узнать, какая жизнь заключена в слове Божием, но сердце его представляет собой ту каменистую почву, где оно не имеет глубины, где человек не укоренен трудами и скорбями, и решимостью следовать крестным путем слова Божия за Господом.
Многие, как говорят святые отцы, сподобились узнать благодать Божию, а потом самым жалким образом пали, потому что не было в этих людях той глубины, которая обретается приобщением Кресту Христову.
И мы призываемся с вами сегодня, дорогие братья и сестры, услышать Христа и понять, каким богатством мы обладаем, и осознать, что время очень коротко, что близится время последней жатвы. Нам дается возможность расцвести духовно, войти в славу Христа Воскресшего, и душой, и телом своим — B тот рай чудесный, для которого мы созданы.
Но только видением всей глубины нашей жизни и смерти, которой приобщился Господь наш, только этим святым терпением можем мы стяжать души наши. Только претерпевший до конца после принятия слова Божия, узнавший жизнь вечную и раскрывший в себе эту жизнь может войти в нее. Аминь.