О слепом. 2009 г.
Праздничные дни
Христос воскресе!
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, фарисеи негодовали на Иисуса Христа из-за того, что Он, проявив Свою неизреченную милость, в субботу даровал зрение слепорожденному человеку. Они говорили: Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9:16). Другие говорили: Как может человек грешный творить такие чудеса?
Лицемерная фарисейская оценка побуждает нас, братия и сестры, поразмыслить над тем, как мы соблюдаем заповедь Божию и как чтим праздничные дни. Прежде всего, надо помнить, что Господь, создавший субботу, является Хозяином субботы и всей нашей жизни. По заповеди Божией, шесть дней человек должен заниматься делами своими, а седьмой отдавать Господу Богу.
Еще в Ветхом Завете Бог дал установление чтить седьмой день, воздавать должное праздничным дням. Праздничный день верующий должен отдать Богу, без Которого не может делать ничего (Ин.15:5). Хотя бы раз в неделю в человеке должно пробуждаться чувство горнего, Божественного, должна проявляться потребность молитвы глубокой, сознательной и смиренной, подобной мытаревой: Боже! Милостив будь ко мне грешнику! (Лк. 18:13).
Необходим для нас Богом установленный воскресный день и праздничные дни для того, чтобы помнить не только о хлебе насущном, питающем наше тело, но и о хлебе духовном, питающем душу. Без этого хлеба нет жизни для христианина. Соблюдение праздников и воскресных дней дает человеку возможность заглянуть в свою душу, вникнуть в свою жизнь, познать самого себя. Повседневная суета волною захватывает нас, погружая в глубину житейского моря. Господь дарует нам седьмой день и другие праздники, чтобы в эти дни мы могли спросить самого себя: зачем же я существую на белом свете?
Каждый день приносит нам что-то новое, необходимое для ума, души и сердца, для жизни. Каждый праздник питает нас духовно, помогает нашему совершенствованию. Вот праздник Рождества. Он благовествует всем людям мир и Божественное снисхождение, являет Божественную любовь, ради которой «Сын Божий Сыном Девы бывает» и становится Сыном Человеческим. Праздник Святой Пасхи. Он являет нам победу над грехом и смертью, торжество бессмертия и вечной жизни, открывает нам путь ко всеобщему воскресению и к наследию вечной радости в невечернем дне Пасхи Небесной. Вознесение открывает нам путь к небу, вослед Христа Спасителя.
Каждый праздник дает верующим людям духовную пищу и радость о Боге, дивном во святых Своих. Праздники и воскресные дни укрепляют нашу веру, дают нам возможность на примерах святых Божиих людей учиться истине и созиданию своего спасения. Жизнь Пресвятой Девы Божией Матери, в честь Которой Церковь наша так часто совершает празднества, жизнь святых апостолов и всех угодников Божиих является свидетельством живой веры, могущей совершать великое, славное и спасительное.
В праздничные дни мы собираемся в святые храмы, чтобы здесь едиными устами и единым сердцем славить Бога, вкушать сладость общения с Ним, со всеми небожителями, друг с другом. В общей молитве пламенеют и просвещаются наши сердца. Горячая молитва рядом стоящего способна согреть холодность наших сердец и умягчить черствость наших душ. Несчастны люди, утверждающие, что не обязательно христианину ходить в церковь, что Господь, дескать, на всяком месте и Ему можно молиться везде. Господь действительно на всяком месте, хвалить и славить Его можно и нужно всегда и всюду. Но мы знаем, как трудно среди повседневных забот отдать должное Богу, быть в молитвенном единении с Ним, постоянно иметь Его в своем сердце. Господь для того и дает нам радость седьмого дня, чтобы мы могли в этот день всецело сами себя и друг друга отдать Ему, насладиться радостью общения с Ним. Общее моление, как фимиам, возносится горе, к Престолу Царя Славы, и низводит на всех нас Божественную благодать.
В субботу Господь дал зрение слепорожденному. Этим Он не нарушил субботу, но освятил ее, ибо праздник дается человеку, чтобы он подумал не только о себе, но и о себе подобных. Праздничный день должен быть проявлением нашей христианской любви к Богу и ближнему, любви деятельной и искренней, сердечной и сострадательной, помогающей друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов (Гал. 6:2).
Как это делали первые христиане, будем всегда едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Господа, давшего нам заповедь шесть дней делать, а седьмой отдавать Ему. Во все дни своей жизни будем творить добрые дела, ибо это благоприятно Богу и спасительно для нас. Аминь.