О сеятеле. 1998 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы слышали сегодня снова притчу о сеятеле, хорошо нам всем известную. Смысл этой притчи изъясняет Сам Господь: сеятель — это Он Сам. Семя — слово Божие. И в зависимости от того, на какую почву падает это семя, бывает различный урожай. Разные поля, куда падает семя — разные души человеческие. Одно — при дороге; другое — каменистая почва, где быстро всходит семя, но не имея глубокого корня, быстро и увядает. И третье — когда терние, сорняки заглушают взошедшее семя.
Здесь можно видеть даже как бы этапы истории человечества. Следуют гонения — и из страха мучений люди, которые будто бы уверовали, отпадают, семя слова Божия, как будто бы взошедшее, быстро увядает. И наконец, сегодняшний последний период испытаний того, насколько мы воспринимаем слово Божие. Богатство, печаль об устроенности материальной жизни, различные сладости житейские греховные заглушают это семя. И одна почва как бы подготавливает другую.
Самое страшное — когда все три вида плохой почвы соединяются в одно. То, куда падает семя, на самом деле — сплошная дорога, асфальт, бетон, и уже не прорасти никакому семени. Но и там, где оно воспринимается первоначально радостно, но оказывается воспринято неглубоко, происходит то же. И эта неглубокая почва, потом может стать не просто невосприимчивой к семени слова Божия, но препятствовать и другим людям услышать это слово. Потому что когда ценности мира сего становятся определяющими, из всех всходов мы можем видеть только терние и сорняки. Как будто не пшеницу сеял Господь, а терние. Там, где грубые всходы, там тонкие побеги расти не могут, там пшеница заглушается. И самое печальное, что все это относится не только к людям, находящимся вне Церкви. Это то, что касается каждого из нас, и каждому из нас надо бороться за то, чтобы была у него истинная добрая земля.
Мы видим, что мир сегодня уже теряет способность к восприятию слова Божия. Подробность притчи, что, в конце концов, одни сорняки растут на плохом поле, означает, что человек потерял восприимчивость к научению, которым Господь со всех сторон хочет окружить его.
Он говорит притчами для того, чтобы мы постигали истинные тайны жизни. Все на свете — соль, закваска, семя горчичное, из которого вырастает дерево, солнце, и птицы, цветы, трава, пшеница, плевелы, камень, и песок — всe, что окружает в жизни человека, должно научать его самым глубоким тайнам жизни и смерти. Господь открывает нам, тайну отпадения от Бога и вечного спасения нашего, тайну Страшного Суда и милосердия Божия через эти простые явления, окружающие нас в жизни. Не только через какие-то грозные события — землетрясения, войны и революции — должен вразумляться человек, а через все самое малое, что окружает его в жизни.
Но мы видим, что все становится мертвой дорогой. И единственное, что растет — сорняки. Даже рыб и птиц, и траву все реже может видеть человек, что на каждом шагу напоминали бы ему о восхождении к Царству Божию.
Задумаемся сегодня о том, как образуется доброе поле. Каким образом одни люди приносят урожай в тридцать, в шестьдесят, а третьи — во сто крат оттого, что они хранят это слово в добром и благом сердце. Оно бывает, когда есть у человека жажда правды, истины и любви. Как жаждущий олень, говорит Писание, бежит к водам через пустыню, так человек — какой бы каменистой, какой бы мертвой ни была его душа, какими бы терниями она ни зарастала — испытывает огненную жажду в пустыне этого мира. И не может удовлетвориться, пока не утолит этой жажды правды, истинного добра, открываемого Христом.
Мы должны так же хранить то слово, которое Господь нам дает. Хранить не так, как мы храним Евангелие, у себя на столе, потому что это может быть утрачено, потеряно. И не просто читать каждый день Евангелие, как полагается нам, а хранить его в глубине своего сердца. Там, где это слово не может быть утрачено и забыто, где оно возрастает как пшеница, приносящая плод во сто крат. Там, где это слово помазует жизнь человека елеем благодати Божией, и где жизнь человеческая просиявает как солнце от этого слова, услышанного однажды. И святые, которые услышав однажды это слово, отозвались на него, имея, казалось бы, почву самую безнадежную, принесли плод сторичный.
Господь заканчивает сегодня притчу не простыми словами. Он возгласил, возвысил Свой голос перед всеми людьми: «Имеющий уши слышать, да слышит!» Все имеем мы уши, чтобы слышать, но надо иметь слух духовный, чтобы услышать, о чем говорит нам Господь. Потому что все спят, и Господь хочет разбудить нас, чтобы мы обрели этот слух и услышали крик Ero. Этот вопль любящего нас Друга, как Он Сам называет Себя по отношению к тем, кто следует за Ним, Который предупреждает о великой опасности — о том, что ставкой в нашей борьбе является спасение человеческой жизни. Не богатство, не дома, не земли, никакие ценности.
В этом вопле Его нет гнева на нас, глухих, а есть крик любви. Господь возвышает голос, чтобы показать Своим неразумным детям, что все слишком серьезно. Что мы живем на земле, охваченной распадом, и вот единственная дорожка, по которой еще можно бежать — по которой ходит Сам Христос. Чтобы среди дорог мира, от которых не можем себя оградить, мы только этот путь искали. Потому от края земли до края, от начала истории до ее конца возвышается голос Христов: «Имеющий уши слышать, да слышит!»
И прежде всего это должно быть услышано Самой Церковью. Как говорит Откровение нам «Имеющий уши слышать, да слышит, что Дух говорит Церквам» (Откр. 2, 7). Аминь.