О сеятеле. 1997 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.  

Мы слышали в Евангелии притчу о сеятеле, о сеянии слова Божия. В этой притче нас поражают две вещи. Первое — это как много людей, словесных существ, отличающихся от всех прочих творений Божиих тем, что они одарены даром слова, отвергают слово Божие или не принимают его в свою жизнь. И второе — как удивительно щедр Господь по отношению к тем, кто это слово принимает. Потому что оно приносит плод во сто крат, то есть в той полноте жизни, которая есть у Самого Слова Божия, у Самого Бога.  

Вот эти четыре рода устроений человеческих, четыре почвы, о которых говорит сегодняшнее Евангелие, определяют разнообразие людей в мире.  

Во-первых — тe, кто представляют собой, по существу, дорогу, и кого слово Божие нe достигает, похищаемое сразу птицами, то есть бесами. Но и эти люди не освобождаются от ответственности за то, что они будто бы даже и не слышали, оправдывая себя тем, что слово жизни даже и не достигло их восприятия, потому что бесы на лету хватают и поглощают его. Интересно, что и прохожие, которые превращают землю в дорогу, в асфальт, и птицы ставятся наравне. Люди, ходящие по накатанным путям, и бесы могут одинаково губительно воздействовать на наше восприятие слова.  

Второй род почвы — это когда семя падает на каменистую почву. Люди с радостью воспринимают слово Божие, но не имея глубины, не могут принести плода. На мгновение они загораются верой, и достаточно одного удара — то есть, скорбей, говорит Господь, гонений, которых полна жизнь и которые никто не может обойти — чтобы сокрушить все, что они восприняли.  

Третий род почвы — это когда воспринятое семя постепенно удушается. И сорняки — забота о богатстве, о сладостях земной жизни — оказываются настолько сильными, что семя, слово Божие, тоже не приносит плода.  

Мы должны с вами увидеть не только то, что это относится к различного рода людям. Не только то, что каждый из нас в различные периоды жизни бывает и такой почвой, и другой, и третьей. И очень редко бывает доброй почвой. Потому что быть доброй почвой — это значит в терпении, говорит Христос, несмотря ни на какие скорби, ни на какие искушения ложной сладостью жизни, перед лицом равнодушия, враждебности и растления мира хранить в терпении слово Божие.  

Обратим внимание на то, что хотя любящему Бога все содействует во благо и не бывает таких обстоятельств, которые были бы против нас, если мы с Господом, но большинство людей, к сожалению, как показывает жизнь, зависят от этих обстоятельств. И если они еще могут в каких-то благоприятных для них условиях приносить плоды, то при изменении этих обстоятельств к худшему они отступают от Господа. Поэтому постараемся увидеть в сегодняшней притче не только то, что относится к личному духовному опыту каждого из нас, но и то, что относится ко всем людям. Услышать, что бывают такие обстоятельства, и сегодня они сгущаются в высшей степени, когда враг действует сразу по всем трем разрушительным направлениям.  

Он, во-первых, пытается создать такую почву, которая как сплошной бетон, где ничто не может прорасти, где грех утверждается как нормальная жизнь, и поэтому бесы без всякого труда похищают слово, обращенное к людям, и никто его не в состоянии уже услышать. И одновременно скорби возрастают все с большей силой, и обольщение богатством и греховной сладостью жизни становится таким, что люди не слышат это слово.  

Все три рода почвы сливаются в одну. Вот чего хочет добиться враг, и добивается. Самое главное, что можно сказать о сегодняшнем времени, о том что происходит сегодня в России и во всем мире — это то, что слово на всех уровнях обесценивается. Одна писательница, муж которой был знаменитым диссидентом в советские годы и смело выступал против коммунистической идеологии, сидел в тюрьме, сказала, что то время не сравнить с сегодняшним: тогда слово правды что-то значило. За слово могли человека посадить. Теперь слово ничего не значит — ты можешь говорить все, что угодно. Ты можешь говорить в глаза нынешним убийцам и преступникам, и растлителям: «Вы и убийцы, и преступники, и растлители» . Слово не имеет никакой силы, оно ничего не может переменить — они не страшатся слова, как страшились раньше, и потому принимали против него такие меры. 

Если бы происходило это только в области общественной, политической! Но этот процесс происходит в области духовной. Самая главная задача сатаны — добиться такого состояния человеческого общества, чтобы слово духовное, слово истины и жизни потеряло свою силу. Враг хочет обессмыслить слово, обессолить соль, чтобы она ни на что не годилось, как только на попрание людям. По телевизору показывают богохульный кощунственный фильм о Христе — бесы демонстрируют свою силу: мы дадим вам другое семя — смерти. Как вы, миллионы людей, будете воспринимать после этого слово жизни, когда уже все отравлено?  

Будем молиться святым угодникам Божиим и особенно святым Царственным мученикам и всем новым мученикам Российским, которые жизнь свою положили в защиту православной Церкви ради того, чтобы мы могли воспринимать слово Божие, не отвергая его, чтобы миллионы людей могли принять это слово в свою жизнь. И наша боль о разрушении православной монархии в России означает только эту мысль, и больше никакую другую. И наше противостояние пропаганде растления, разрушению государственности существуют только для того, чтобы не было беспрепятственного сеяния зла в душах человеческих.  

Да сохранит Господь нашу Церковь от ереси невидения того зла, которое в мире, когда, что бы ни сказали мудрецы или глупцы, — всё всё равно. Аминь.

Наверх