О сеятеле. 1996 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святые отцы советуют нам, прежде чем приступить к чтению или слушанию Слова Божия, посмотреть, куда ляжет это слово.
В притче о сеятеле, которую мы слышали сегодня, семя — слово Божие. « А упавшее при пути — это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень — это те, которые радостно принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние — это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. А упавшее на добрую землю — это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, — говорит Господь. — Ибо кто имеет, тому дано будет; а кто нe имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
Есть четыре рода читателей и слушателей Евангелия. Нет нужды объяснять, что это за люди, потому что Сам Господь дает объяснение. Мы должны только обратить внимание, как мы слушаем. С сердцем человека, готового целый день шляться среди уличной толпы и городских реклам? Или с сердцем человека, который не имеет глубины, потому что боится остаться наедине с собой и испытать свою жизнь? Или с сердцем того, кто думает, как лучше отложить сбережения на черный день, чтобы быть уверенным в своем будущем? Или же с сердцем, всегда погруженным в бесконечные заботы житейские и похоти?
Будьте внимательны к тому, как вы слушаете Евангелие. Как будто Господь хочет сказать, что мы слушаем скорее сердцем, чем ушами, и что внутренний наш человек может убить слово Божие или дать ему жить в себе и процвести.
Кто хочет по-настоящему услышать слово Божие, понять его и сохранить его в добром и чистом сердце, должен приготовить свое сердце для Господа, верностью Ему и доверием тому, что скажет Господь. Совершенно невозможно кому бы то ни было постигнуть слово Господне, пока он не встанет со всей искренностью перед Богом, исполненный решимости доверить Ему свою жизнь, свой труд, свои заботы, свое материальное благополучие, свое будущее и даже свою честь, и принести все к ногам Христовым.
Как может тот, кто боится будущего, понять, почему Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6, 34). Как может человек, заботящийся о своем положении и репутации, понять путь Креста? Как тот, кто боится болезни и смерти, может принять весть о Воскресении? Кто приступает к чтению Евангелия, пусть знает, что он приступает к жизни вечной. А ищущий жизни вечной должен отдавать себе ясный отчет, как она соотносится с веком нынешним.
Господь знает наши немощи, и если мы со смирением исповедуем их перед Ним, желая истины, слово Божие может совершить с нами чудо и наполнить наши сердца вдохновением и силой.
Но все заключается в одном единственном: в желании истины и в решимости жить по ней — по слову Господню.
Мы часто слышим, что чтение Евангелия, как и молитва, должно быть включено в наше каждодневное правило. Можно читать Евангелие каждый день, и при этом все более чувствовать непроходимую пропасть между тем, что мы читаем каждый день, и делаем каждый день. Пока мы не начнем жить по Евангелию, сколько бы лет мы ни читали регулярно Евангелие, мы никогда не узнаем его Божественной силы и ничто не изменится в нашей жизни. Более того, это чтение будет нам в суд и осуждение, подобно тому, как в суд и осуждение бывает Причастие Святых Христовых Тайн для тех, кто приступает к ним «не рассуждая о Теле и Крови Господних».
Устрашимся предупреждения Спасителя о том, что и над нами может сбыться пророчество, которое говорит: «Слухом услышите, и не разумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не уразумеют сердцем, и да нe обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 13—15).
Господь показывает, к чему может привести подобное чтение и слушание Евангелия. Эти люди только по видимости читают и слушают, что заповедует Господь. Они тоже исполнены решимости, но совершенно иной — ни за что не поддаться слову Божию. Они закрыли глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. И Господь объясняет, почему они так поступают. Потому что они боятся, как бы не прозвучало для них слово Божие столь ясно, как бы совесть так явственно не заговорила в них, что они вынуждены были бы оставить свои порочные пути. Ради которых они предают жизнь вечную и Самого Бога.
Пусть каждый из нас сегодня посмотрит на себя. Да, мы постоянно читаем и слушаем Евангелие. Но не происходит ли с нами нечто подобное? Может быть, и для нас в Евангелии есть такие места, такие слова, такие заповеди, которые мы стараемся быстро перелистнуть, нарочно закрыть на них глаза, бежим от них, боясь услышать голос Божий, лично к нам обращенный. Нам надо бы остановиться, возвратиться к этим словам, к этим заповедям, которые мы трусливо избегаем. Надо бы по-настоящему испугаться, как говорит святитель Феофан Затворник, что мы по существу противимся Духу Святому и подвергаем опасности свою вечную участь.
Как нам победить наше окамененное нечувствие и нашу гордыню? Как порвать с наслаждениями пустыми и страхами? Как перестать скрываться от лица Божия, чтобы услышать наконец зов Господень и последовать Ему?
Осознаем всю бедственность нашего положения и встанем перед святилищем слова Божия, повторяя вслед за древними пророками: «Говори, Господи, раб Твой слушает Тебя».
Господи, не оставляй нас никогда! Дай нам еще раз узнать, что слова Твои — жизнь вечная, как Ты Сам сказал. Откроемся слову, сказанному с властью, радостно покоримся истине, исполнимся мужества все до конца исполнить, что бы нам это ни стоило, по слову Твоему!
О если бы на каждый день, читая с молитвой Евангелие, обретали мы способность слышать, что с нами говорит Бог! «Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис. 50, 4—5). О Христе говорит пророк и о Кресте Ero. И o тех, кто Христовы, кто следует за Ним. Аминь.