О сердечности молитвы

О сердечности молитвы

Священное Писание доносит до нас призывы Божии: «Сыне, дай мне твое сердце!»; «Воспевая в сердцах ваших (молитвы) Господу». За литургией всегда мы слышим: «Горе имеем сердца».

Господь потому так обращается к нам, что мы должны молиться сердцем, с чувством. Чтобы ты ни говорил Богу на молитве – говори с чувством благоговейной любви, переживая произносимое. Святые не могли насытиться в молитвенном обращении к Богу из-за наполнения и возгорения сердца чувствами к Богу.

Чтобы научиться молиться сердечно, надо произносить слова медленно, полагая каждое слово на сердце, заставляя сердце откликаться на него. Дети, школьники на первых порах читают всякую книгу медленно. Мы перед Богом также ученики приготовительного класса, едва умеющие молитвенно лепетать. Нам тоже необходимо выговаривать молитвенные слова медленно, вдумываясь в их силу. Тогда они то заставляют нас каяться в грехах, то воспламеняться любовию к Богу и людям, живым и умершим, то исполняют нас чувствами благодарения и славословия Богу.

Молитвенное умиление от сердечности молитвы сладостно, благодатно, много утешает, учит любить Бога и изменяет сам характер молящегося. В каждом из нас свои недостатки. Но за сердечность молитвы Господь Сам изменяет нас Своею силой. Положим, ты горяч, пылок; это значит, что ты поверхностный, изменчивый человек, зачастую капризен и болтлив. Либо ты склонен к грусти, живешь прошедшим или будущим. От множества чувств и дум у тебя отсутствует живое дело. Либо ты работоспособен, но круг интересов твоих узок, притом ты горд и заносчив. Либо ты спокоен характером, но ленив, пристрастен к односторонним интересам.

Во всех этих недостатках Господь тебя исправит – начни только сердечно молиться.

О знаменитом алтайском миссионере архимандрите Макарии (Глухареве) рассказывают, что он в своем монастырском храме перед службой становился среди народа, постепенно переходил с места на место и учил отдельно каждого, как молиться Богу пламенно и усердно. Один из таких его учеников, вспоминая уроки отца Макария, рассказывал: «Подошел ко мне отец архимандрит и говорит: «Ну как ты молишься? Станем вместе молиться. Говори за мной: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил, а он: «Нет, нет, ты усерднее, от души скажи». Тут возвысил он тон голоса: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил уже со вниманием и чувством. «Нет, нет, – говорит, – еще усерднее, покрепче скажи: «Отец Ты наш Небесный!!!» Сердце забилось в груди моей, я сам возвысил голос и из глубины души воззвал: «Отец Ты наш Небесный!!!» – «Ну молись так, молись», – одобрительно сказал старец и пошел к другим богомольцам».

Так и мы будем молиться в явлении духа и силы. Какая польза произносить множество молитв скороговоркой и быть подобным водосточной трубе, по которой бежит дождь и которая не задерживает влаги? Потому и ты, когда бы ни молился, смотри на сердце, не спит ли оно; не торопись, не будь небрежен. Может быть, благодать Божия коснется тебя в эти минуты и убелит тебя, подобно тому человеку, которого однажды видел преподобный Павел Препростой входящего в храм совершенно мрачным, а вышедшего из храма сияющим благодатью. Причина же перемены была в том, что он услышал слова пророка: «Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших», – и положил твердо намерение более не грешить.

Так и нас тщательность на молитве, сердечное возношение ее изменит по благодати Христовой. Ибо слова Господни – слова чистые, сребро разжжено, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. «Вращаемое в сердце» разжженное слово Божие сильно и нас изменить к лучшему. Аминь.

Наверх