О семени и о Земле. В понедельник 6-й недели по Пятидесятнице

О семени и о Земле. В понедельник 6-й недели по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали истолкование притчи о Сеятеле. Господь говорит, что «…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге».
Да, живущий при дороге находится в особо опасном положении. Он по неволе привыкает целые дни смотреть и смотреть: кто там прошел и, кто проехал? Что там пронесли и что там провезли? Где что случилось, и кто что сказал?.. Применительно к нашему времени, жизнь при дороге, это – жизнь перед телевизором и с газетой в руках. Бывает, конечно, что и по дороге пройдет проповедник истины; бывает, что среди этого шума услышишь здравое слово. Но привыкший к бесконечному потоку времени – как остановится и как узнает вечное? Привыкший к мельканию множества – как уразумеет единое на потребу?
«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». О ком здесь говорится? Конечно же, о том, кто все принимает поверхностно, без достаточного для себя обоснования; кто с радостью принимает учение Христово, но лишь только с точки зрения пользы для этой жизни, лишь с точки зрения его разумности ли, красоты ли; но кто при этом не углубляет своих знаний о Самом Боге и Его совершенстве, о Его всеведении, всемогуществе, о Его безграничной любви к нам; кто не углубляет своих понятий о реальности воскресения из мертвых и вечной жизни, о неизбежности Страшного суда. То есть кто весь – на самой поверхности бытия. Он даже будет много делать для внешнего блага Церкви, но, если встанет выбор: жизнь без Христа или смерть с Христом, он подумает и выберет первое.
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Это – сильная земля, но вся сила ее ушла в терние, и, хотя она не отвергает и Божественного семени, желает вырастить и его, но мало места и сил, и росток обречен быть чахлым и бесплодным.
Ну, а добрая земля и есть добрая земля, которая далека от проезжей дороги, которая начинает с самого корня и не спешит поскорее выпустить хоть какой-нибудь росток; которая, даже и не приняв семени Царствия, не будет растить и терния, чувствуя, что не для этого даны ей силы.
И мы знаем, что Господь рассказал эту притчу не для того, чтобы навсегда разделить нас на заведомо бесплодных и на подающих надежду; Он пришел, чтобы Своей крестной жертвой спасти даже самых безнадежных, даже Своих предателей и распинателей, и Он до последнего момента борется за каждое Свое творение. Он к любому обращается не как к рабу, но как к свободному; не как к бесплодной, но как к тучной земле. Так и этой притчей Господь зовет нас вдуматься и вглядеться в себя: кто ты и что тебе надо, чтобы принять семя и вырастить его? Может быть, надо перестать «так жадно глядеть на дорогу»? Может быть, надо глубже думать и доходить до самого корня, прежде, чем принимать? Может быть, надо ослабить свою энергию, направленную на «заботы века сего и обольщения богатства»?.. Что же, Сказавший притчу и Давший ее истолкование да подаст нам и мудрость разобраться в своей душе, в своей жизни, чтобы стать нам доброй, плодоносной Господней нивой.

Наверх