О семени и о закваске. В среду 6-й недели по Пятидесятнице
Желая дать предельно возможное понятие о Царствии Небесном, открыть «сокровенное от создания мира», Господь рассказал несколько притч. Сначала Он показал, что разной бывает земля, в которую Сеятель бросает семя. Потом – что разного рода семена могут падать на эту землю. А теперь Он хочет сказать нам о необычной силе семени Царствия Небесного. Оно «подобно зерну горчичному, которое… меньше всех семян». И действительно, среди всего множества земных дел, необходимых и важных, какими пустыми и незначительными могут показаться разговоры о том, что невидимо, что ещё не наступило, о том, что нельзя вот так просто взять, пощупать и с достоверностью кому-то показать! И уж совсем неблагоразумно сеять семя, плодов которого ещё не пробовал. Ведь впервые слово о Царствии Небесном всегда обращено к ещё не духовному, а душевному человеку, который «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». А служители нивы Христовой, проповедники Царствия, как раз возвещают «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого». Они свидетельствуют, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Но вот человек всё же, несмотря ни на что и ни на кого, вопреки всей земной мудрости, взял и поверил, взял и посеял на поле своём это семя. И – не посрамился. Оказывается, правду говорили, что оно, «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» …
Но Господь не ограничился этой притчей; ведь зерно просто вырастает из земли, а земля так и остается землёй, и даже более истощённой, чем прежде. Царствие же Небесное не так. Господь уподобил его ещё и «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» в закваске тоже таинственная сила: мало её кладётся, но вскисает много теста. Так и Царствие Небесное: не просто прорастает из души, но – всю её преображает…
Но пока-то зерно прорастает, пока-то тесто вскиснет; а до той поры кто мы? За кого нам считать и себя, и друг друга, пока ещё птицам небесным нечего делать в наших ветвях? пока ещё закваска Царствия Небесного не преобразила нас? – А такие несовершенные христиане были всегда. И сегодня Апостол даёт утешительный ответ. В послании к Коринфянам он, хотя и называет их «плотскими», «младенцами», которых ещё надо питать «молоком, а не твёрдой пищей»; говорит, что они и «были ещё не в силах, и теперь не в силах»; обличает их, что между ними «зависть, споры и разногласие». В общем, говорит много слов, которые мы могли применить и к себе. Но при этом он называет их «братьями», и, хотя «младенцами», но всё же «во Христе»; и, хотя недостойной взрослых пищей, но всё же питает их. То есть при всём несовершенстве считает их своими, родными и жизнеспособными. Поэтому будем уповать на силу Божественного семени и Божественной закваски, видя, как и совершенный христианин не терял надежды, помогая медленному духовному росту своих немощных братьев во Христе.