О самарянке

Христос воскресе!

В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос научает нас, как мы должны поклоняться или молиться Богу. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24).

Когда мы дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем на себе крестное знамение, преклоняем голову и колени, совершаем земные поклоны, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм, украшаем его, тогда совершаем чествование, служение и поклонение Богу внешнее, наружное. Такое поклонение не есть еще поклонение духом и истиною, не есть еще сама молитва, а только наружная принадлежность ее, оно имеет цену только тогда, когда бывает выражением нашего душевного молитвенного настроения.

Истинная, духовная и спасительная молитва есть возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени – такое состояние души, когда она возносится к Богу, входит в ближайшее с Ним общение, беседует с Ним, имеет как бы один дух с Господом и оттого ощущает неизреченную радость о Господе.

Если же сами мы не внимаем тому, что уста наши произносят на молитве, то как смеем надеяться, чтобы Бог внял нашей молитве. «Как же ты хочешь, чтобы Бог тебя слышал, – говорит блаженный Августин, – когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь». Сам Господь осуждает холодных рассеянных богомольцев: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф.15:8-9).

Часто развлекают нашу душу в молитве суета, житейские заботы, греховные помыслы. Это происходит оттого, что мы приступаем к молитве без благоговения, без предварительного приготовления к ней. Молитва наша будет рассеянной, если мы начинаем ее сразу после своих занятий, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено всё наше воображение. Перед молитвой важно напомнить себе, к Кому ты собираешься обращаться, перед Кем хочешь излить свои прошения, благодарения, славословия. Входя в храм для молитвы, необходимо вспомнить, что храм – место особого благодатного присутствия Божия, где «Силы Небесные с нами невидимо служат, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Господь повелевает нам поклоняться Богу, или молиться Ему, не одним только духом, но и истиною; не так, как бы мы вздумали сами служить Ему, а так, как учит Своим примером Господь, как установили апостолы Христовы и святые отцы и как велит нам служить Богу Святая Церковь Христова.

«Бог есть дух», – говорит Господь жене самарянке, и поклоняться, молиться Ему нужно духом и истиной. Что значит поклоняться Богу духом? Для поклонения Богу мы по большей части собираемся в храмах. Но духом ли здесь поклоняемся Богу? Если мы молимся без усердия и внимания, рассеянно, если преклоняем голову, колени, устами произносим слова молитвы, а в душе не питаем чувства благоговения и мыслим совершенно иное, если телом стоим в храме, а духом блуждаем по торжищам мира, то это, очевидно, не есть поклонение Богу духом, потому что дух наш не участвует в таком поклонении. Напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом – Духом и входит в общение со всеми небожителями, когда он от земли возносится горе, от предметов видимых – к невидимым, когда мы «горняя мудрствуем», имеем как бы один дух с Господом, когда дух наш пламенеет любовью к Богу, парит в мир духовный, тогда мы поклоняемся Богу духом.

Но поклонение Богу духом будет еще не полно, если оно не сопровождается поклонением телесным. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших (1Кор.6:20), – говорит Слово Божие. Такое поклонение Богу есть уже поклонение истинное. Кто так поклоняется Богу, тот поклоняется истинно, правильно, поклоняется так, как учит нас сегодня Господь.

Давайте же, братья и сестры, просить у Господа просвещения нашего разума и сердец, чтобы мы принесли к Престолу Его молитву чистую, своей жизнью прославляли и величали Его, и поклонялись Ему в духе и истине. Аминь.

Наверх