О различии между христианами древними и нынешними
Многие говорят, что между христианами древними и христианами нынешними есть большое различие. Правда ли это?
Вот пред нами пример из жизни христиан древних.
В дни нечестивых царей были мучимы святые за имя Христово. Между ними были две сестры-девы Марфа и Мария. Однажды мимо их дома шел воевода, и, увидавши его, сестры воскликнули: «Мы – христианки!» Слова их воевода услышал, а они паки возопили: «Мы – христианки!» Воевода сказал им: «Уходите, вы еще молоды, и убивать вас не стоит». Марфа отвечала: «О, воевода, смерть мученическая есть не смерть, но жизнь во веки!» Воевода пришел в гнев и поставил сестер пред собою. Мария сказала: «Что говорила сестра моя, то подтверждаю и я. Мы – христианки!» А в это время подошел еще отрок в иноческой одежде и тоже воскликнул: «Что говорили Марфа и Мария, то же говорю и я. И я – христианин!» Пришедший в ярость военачальник велел распять их на трех крестах. Около них стояла их мать и, одобряя их, говорила: «Спаситесь же, дети мои: вы уже взяли венец у Христа». Мария с креста отвечала ей: «Будь спасена и ты, матерь наша, вместе с нами, ибо ты принесла нас в жертву Христу». И сказала еще палачу: «Подожди немного и дай нам помолиться». Палач согласился, и Марфа воспела: «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: так и очи наши ко Господу, Богу нашему, дóндеже ущедрит ны». И по окончании молитвы Марфа сказала: «Если кто из братьев наших хочет, то пусть приходит и прощается с нами». Мария же сказала: «Нужно ли приглашать? Ведь так, пожалуй, много народа придет». Марфа отвечала: «Не стыдись, сестра, что мы умираем позорною смертью за Христа. Ведь сегодня же мы будем в Иерусалиме небесном». И много народа собралось проститься со святыми. Началась казнь, и сестры с отроком Ликарионом, сказано, предаша Господеви души своя с веселием. Мать видела казнь своих детей и перед нею ободряла и укрепляла их.
Такова была жизнь древних христиан. Посмотрим, как теперь живут нынешние. Не говорим про всех, но очень многие стыдятся именоваться христианами, стыдятся изображать на себе крестное знамение, стыдятся ходить в церковь. О соблюдении постов и не помышляют, вместо церкви ходят лишь на соблазнительные зрелища, о христианском воспитании детей и знать не хотят, и очень часто дети растут у них, как дикая неухоженная яблоня, и дают плоды самые горькие. О, что сказать о нравственной жизни многих и очень многих из нынешних христиан? О, лучше бы и не говорить о ней, так часто она бывает гнусна и позорна! Такова жизнь многих из христиан нынешних.
Да, братие, правду говорят многие, что есть большое различие между христианами древними и христианами нынешними. Но мы скажем, что не только есть большое различие, но и целая лежит бездна. Вглядитесь в большинство нынешних христиан: где у большинства святость мыслей и чистота намерений? Где подвиги самоотвержения и любви? Где плоды правды? Везде сухость и бесплодие, терн на терне и камень на камне. Так ли было в древности? С псалмами и песнями духовными шли последователи Христа на кресты и костры, и далее: инии избиени быша, не приемше избавления, друзи же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами, и темницею. Каменем побиени быша, претрени быша, искушены быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и пропастех земных (Евр. 11, 35–38). Вот каковы были древние христиане, и вот какая глубокая бездна лежит между ними и христианами нынешними.
Помолимся, братие, чтобы Господь соделал нас подражателями первых и дал покаяние и исправление жизни последним и да будет Христос посреди всех нас. Аминь.