О радости. На Радоницу

…Хри­стос вос­крес из мерт­вых, пер­ве­нец из умер­ших… Как в Адаме все уми­рают, так во Хри­сте все оживут.

(1 Кор. 15, 20, 22)

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа! Воз­люб­лен­ные о Гос­поде бра­тья и сестры! Хри­стос воскресе!

Сего­дняш­ний день носит бла­го­звуч­ное назва­ние «Радо­ница». Нынеш­ний день поми­наль­ный, но поми­но­ве­ние усоп­ших мы совер­шаем с вами осо­бен­ное. Слово «Радо­ница» род­ственно сло­вам «радость», «радо­ва­ние». Как же можно, вспо­ми­ная доро­гих и близ­ких нашему сердцу людей, поки­нув­ших зем­ной мир, не гру­стить, а радо­ваться? Нет ли здесь неко­то­рого несоответствия?

Празд­ник «Радо­ницы» был уста­нов­лен Свя­той Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью с тем важ­ным и бла­го­че­сти­вым наме­ре­нием, чтобы хри­сти­ане, отме­чая Пре­свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние, могли раз­де­лить вели­кую пас­халь­ную радость вме­сте со всеми умер­шими в надежде буду­щего бла­жен­ного вос­кре­се­ния. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали.

Хри­стос вос­крес, бра­тья и сестры, и это зна­чит, что узы смерти раз­ру­шены и она не имеет более над нами вла­сти! «Смерти празд­нуем умерщ­вле­ние, адово раз­ру­ше­ние, иного жития веч­наго начало», — слы­шим мы в цер­ков­ном пес­но­пе­нии. И как же не лико­вать, как не радо­ваться такому неиз­ре­чен­ному бла­го­ве­стию?! Вос­крес­ший Гос­подь «даде нам живот веч­ный и велию милость». Вот в чем наше упо­ва­ние, наше тор­же­ство и наша надежда!

Совер­шая заупо­кой­ное Бого­слу­же­ние и поми­ная всех от века скон­чав­шихся отец и бра­тий, воз­не­сем Гос­поду молитвы за род­ных, близ­ких и люби­мых нашему сердцу людей, уже пере­жив­ших телес­ную смерть. В этот день мы хотим доне­сти до них самую доро­гую и про­ник­но­вен­ную радость о победе над смер­тью, кото­рую одер­жал Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Да, они умерли, их нет с нами сего­дня, но для Бога все живы! Он — Бог не мерт­вых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк. 20, 38).

Свя­той Пас­хой Спа­си­тель дал и люд­скому есте­ству силу вос­кре­се­ния. Сын Божий, вопло­тив­шись и придя в мир как Чело­век, при­нял на Себя чело­ве­че­скую при­роду и при­внес в нее бес­смер­тие Вос­крес­шего. Гос­подь вос­крес, и мы вос­крес­нем! И хотя мы уми­раем преж­ней смер­тью, по сло­вам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, мы в ней не оста­емся. Если знаем и верим, что наши усоп­шие близ­кие после смерти ожи­вут, при­чем для луч­шей, бла­го­дат­ной, бла­жен­ной жизни, то и сама смерть не имеет уже той раз­ру­ши­тель­ной, отя­го­ща­ю­щей, гла­вен­ству­ю­щей силы. Ведь смерть — лишь мгно­ве­ние по срав­не­нию с вечностью!

Бла­го­даря Вос­кре­се­нию Хри­стову мы уве­рены, что со смер­тью жизнь не кон­ча­ется, что одна­жды мы все будем при­званы вос­стать и жить. Мы также гово­рим, что Спа­си­тель побе­дил смерть, поправ ад Своим соше­ствием. В пред­став­ле­нии вет­хо­за­вет­ного Изра­иль­ского народа эта сто­рона смерти пред­став­ля­лась едва ли не самой ужа­са­ю­щей. Люди были ото­рваны от Бога и в смерти своей теряли Отца Небес­ного навсе­гда. Ад являл собой место, где не только не было Бога, но где без­воз­врат­ное Его отсут­ствие ощу­ща­лось с осо­бен­ной силой и безыс­ход­но­стью. Но вот вос­крес Хри­стос! Сошел в глу­бины адовы, и души пра­вед­ни­ков воз­ли­ко­вали и воз­ра­до­ва­лись радо­стью неска­зан­ной. Отныне в смерти не было раз­лу­че­ния с Богом! Уми­рает чело­век, мы опла­ки­ваем его, скор­бим, печа­лимся, горечь раз­луки томит наше сердце. Но пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин хорошо знает и пом­нит, что с умер­шим все­гда пре­бы­вает Гос­подь. И потому мы раду­емся, что с Богом смерть не страшна и бла­женно бессмертие!

Мы поми­наем сего­дня усоп­ших, молимся об упо­ко­е­нии их душ. Свя­той обы­чай молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, по сло­вам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, явля­ется «уста­нов­ле­нием апо­столь­ским и рас­по­ря­же­нием Свя­того Духа». Мы не знаем, в каком состо­я­нии — покоя или муче­ния — пре­бы­вают сей­час наши умер­шие близ­кие, но совер­шенно уве­рены, что они нуж­да­ются и ждут наших молитв и доб­рых дел, тво­ри­мых в их память и во славу Божию. Время подвига, время духов­ного дела­ния для усоп­ших закон­чено. Они теперь не могут при­но­сить Богу пока­я­ние за совер­шен­ные грехи, но нуж­да­ются в молит­вен­ном хода­тай­стве. А для нас, живых, молитва об умер­ших — не только про­яв­ле­ние неза­бвен­ной любви, но дело бла­гое и необ­хо­ди­мое. Даже свя­тые угод­ники Божии нуж­да­лись в молит­вен­ной памяти. Так, напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин заве­щал бра­тии: «Напут­ствуйте меня молит­вою, псал­мо­пе­нием и при­но­ше­ни­ями. Когда же испол­нится четыр­на­дцать дней со смерти моей, совер­шите по мне память, бра­тия мои, потому что мерт­вым помо­гают при­но­ше­ния, совер­ша­е­мые живыми». Если уж свя­тые отцы Церкви про­сили о молитве по смерти их, то, что гово­рить нам, грешным…

Очень важно поми­но­ве­ние усоп­ших за Боже­ствен­ной литур­гией, когда совер­ша­ется Таин­ство Евха­ри­стии. Так свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский гово­рит: «Пре­ве­ли­кая будет польза душам, о кото­рых моле­ние воз­но­сится в то время, когда Свя­тая пред­ле­жит и Страш­ная Жертва».

По уче­нию Свя­той Церкви Хри­сто­вой наши молитвы, воз­но­си­мые за близ­ких почив­ших людей, спо­собны улуч­шить их состо­я­ние. По нашим молит­вам, по доб­рым делам, совер­ша­е­мым во благо Гос­пода и в память покой­ных, Бог может даже про­стить грехи, кото­рые не дают им покоя. Если в серд­цах наших пре­бы­вает истин­ная любовь к усоп­шим, если память о них не осла­бе­вает, если мы хотим дей­стви­тельно помочь им, молитва должна и может стать для нас живи­тель­ным источ­ни­ком вдох­но­ве­ния и успокоения.

Каж­дая поне­сен­ная потеря — это все­гда слезы, горечь утраты, боль рас­ста­ва­ния. Без этого не может чело­век по есте­ствен­ной своей немощи. Но хри­сти­ан­ским поми­но­ве­нием мы спо­собны не только унять свою тоску по усоп­шему, но и реально облег­чить его даль­ней­шую участь. Вот почему ни слез, а молитв ждут от нас усоп­шие наши. И при этом нужно пом­нить, что мило­сер­дие Божие не остав­ляет никого без помощи даже и по пере­ходе в загроб­ную жизнь. Каж­дый день Свя­тая Цер­ковь при­зы­вает нас к моле­нию «о всех прежде почив­ших, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных». В дни осо­бых поми­но­ве­ний, в свет­лую сего­дняш­нюю Радо­ницу в нашей молит­вен­ной помощи нуж­да­ются все умер­шие, от Адама до сего дня, и в этот день Цер­ковь Хри­стова, яко матерь пред­ста­тель­ствует о всех усоп­ших в вере, умо­ляя пра­вед­ного Судию «явить Свою им милость в день нели­це­при­ят­ного всем воздаяния».

Воз­люб­лен­ные о Гос­поде бра­тья и сестры! Слово Божие рас­кры­вает нам всю глу­бину заботы Гос­пода о каж­дом из нас: …чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд (Евр. 9, 27). По уче­нию Церкви, суд, сле­ду­ю­щий за смер­тью, не явля­ется окон­ча­тель­ным. Веч­ная участь чад Божиих будет опре­де­лена на послед­нем Страш­ном Суде, когда после­дует все­об­щее вос­кре­се­ние из мерт­вых. А до этого вре­мени даже умер­шие греш­ники не лишены надежды изба­виться от мук адо­вых по молит­вам живых, за них усердно при­но­си­мым. Важно, что Цер­ковь Хри­стова при­зы­вает нас молиться не только за род­ных и близ­ких людей, но и за всех, умер­ших неожи­дан­ной смер­тью, но в бла­го­че­стии и пра­во­слав­ной вере: «яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, быв­шие снедь зве­рем, пти­цам и гадам, погиб­шия от мол­нии и измерз­шия мра­зом; яже убиша меч, конь совос­хити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаров­ная напо­е­ния, отравы, кост­ная удав­ле­ния — всех вне­запно умер­ших и остав­шихся без уза­ко­нен­наго погре­бе­ния». Неужели мы можем остаться глухи к этому при­зыву Церкви и без­участ­ными к уча­сти умер­ших?! Ведь души усоп­ших стра­дают, если род­ные забы­вают молиться о них.

Людям свой­ственно бояться смерти, неко­то­рых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они вся­че­ски ста­ра­ются ото­гнать от себя мысль о кон­чине. Но ведь, соб­ственно, не смерть страшна, а грехи нерас­ка­ян­ные, с кото­рыми ухо­дим мы в мир иной. Бог не сотво­рил смерти, — гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние. — [Он] создал чело­века для нетле­ния… но зави­стью диа­вола вошла в мир смерть (Прем. 1, 13; 2, 23, 24). Но Сын Божий, Гос­подь наш Иисус Хри­стос Своим пре­чуд­ным Вос­кре­се­нием раз­ру­шил узы смерти: …как в Адаме все уми­рают, так во Хри­сте все ожи­вут (1 Кор. 15, 22).

И потому, раду­ясь в день Радо­ницы вме­сте с усоп­шими о вос­крес­шем Спа­си­теле, уте­шимся верою во все­об­щее вос­кре­се­ние и будем стре­миться не только сего­дня, но и во все дни жизни нашей, по сло­вам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, «сколько воз­можно помо­гать усоп­шим, вме­сто слез и рыда­ний, вме­сто пыш­ных гроб­ниц, нашими о них молит­вами, мило­сты­нями и при­но­ше­ни­ями». Аминь.

Хри­стос воскресе!

Источник: https://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskhi-slova-na-ezhednevnye-evangelskie-i-apostolskie-chtenija.shtml#n22

Наверх